Прокуратура Кировской области

Нормативные акты


Информационное письмо от 12.02.2015 "О практике надзора за приведением органами местного самоуправления правовых актов в соответствии с исчерпывающим перечнем процедур в сфере жилищного строительства "

     Проведенное прокуратурой области обобщение свидетельствует о том, что органами прокуратуры области приняты меры к созданию эффективного механизма надзора за приведением региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления  правовых актов в соответствии с исчерпывающим перечнем процедур в сфере жилищного строительства, утвержденным постановлением    Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403.
     В рамках реализации закрепленных в организационных документах прокуратуры области надзорных мероприятий, выполнения планового задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокурорами пресечены факты осуществления органами местного самоуправления в сфере жилищного строительства процедур, не предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403.
     В нарушение ст. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации соглашения о передачи части полномочий органами местного самоуправления поселений администрациям Пижанского и Слободского района, утвержденные правовыми актами сельских Дум, устанавливали полномочия муниципалитетов на осуществление градостроительного контроля, в том числе за субъектами жилищного строительства. В результате на граждан и предпринимателей возлагалась обязанность по прохождению процедуры градостроительного контроля, не включенная в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства. Для устранения выявленных нарушений закона главам администраций поселений и районов внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены, виновные должностные лица муниципалитетов понесли дисциплинарную ответственность.
    Аналогичные нарушения закона пресечены Котельничским межрайонным прокурором в деятельности администрации г. Котельнича. Так, решением Котельничской городской Думы Кировской области от 26.01.2010 № 3 утверждены Правила землепользования и застройки г. Котельнича (далее по тексту - Правила).
Согласно части 3 статьи 35 Правил государственный строительный надзор проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта применительно к объектам, проектная документация на которые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подлежит экспертизе, а также применительно к объектам, проектная документация которых является типовой проектной документацией или ее модификацией, - в соответствии с законодательством и в порядке части 4 статьи.
    В то же время, часть 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривает осуществление надзора при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
    Таким образом, Правилами с превышением предоставленных законом полномочий к предмету государственного строительного надзора отнесены вопросы капитального ремонта объектов строительства, что является установлением обязанности, не предусмотренной исчерпывающим перечнем процедур в сфере жилищного строительства. На основании протеста прокурора Правила землепользования и застройки города Котельнича приведены в соответствии с законодательством.
    Постановлением администрации Пижанского района Кировской области от 24.09.2012 № 162 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов, расположенных на территории Пижанского муниципального района». Этим муниципальным правовым актом также установлена необходимость получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства после проведения в отношении него ремонтных работ, что противоречит ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, возлагает дополнительные обязанности на владельцев объектов капитального строительства в части согласования строительных изменений данных объектов.
    Проверками установлены случаи создания организационных препятствий для реализации процедур в области жилищного строительства, включенных в исчерпывающий перечень. Так, п. 62 исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства закрепляет процедуру по передаче материалов для размещения в информационной системе градостроительной деятельности (далее - ИСОГД). В то же время, прокурорами Кильмезского и Пижанского районов пресечены факты бездействия районных администраций, которыми не обеспечена реализация предусмотренных ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочий по ведению ИСОГД, не разработаны и не приняты соответствующие нормативные акты в форме административных регламентов предоставления муниципальной услуги.
    Основанием для принесения прокурором Омутнинского района области представлений в адрес глав администраций поселений послужило бездействие муниципалитетов, которыми не приняты меры к разработке и утверждению административных регламентов осуществления процедур, предусмотренных п. 60 и 61 исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства (продление срока действия разрешения на строительство и внесение изменений в разрешение на строительство), что не отвечает требованиям Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
   Органами прокуратуры области приняты меры к серьезной корректировке муниципальной правовой базы в области жилищного строительства, которая содержит положения, не соответствующие федеральному законодательству, закрепляющие административные ограничения к осуществлению строительной деятельности гражданами и хозяйствующими субъектами.
   Основанием для прокурорского вмешательства послужили противоречия законодательству, выявленные в административных регламентах оказания муниципальных услуг по выдаче градостроительных планов земельных участков, разрешений на строительство объектов капитального строительства и ввод их в эксплуатацию, а также разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства, изменяющих случаи проведения процедур, сроки их проведения, перечень документов, необходимых заявителям для получения разрешительных документов, основания для отказа обратившимся гражданам и предпринимателям, закрепленные Минстроем России в реестре описания процедур, включенных в исчерпывающий перечень.
  Например, постановлением администрации городского округа города Котельнича от 23.11.2012 № 839 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства (новое строительство, реконструкцию) на территории муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области» (далее – административный регламент).
  Пунктом 2.4 данного административного регламента установлено, что максимальный срок предоставления муниципальной услуги составляет не более 10 календарных дней с даты регистрации заявления. Вместе с тем часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации закрепляет, что рассмотрение заявления и выдача разрешения на строительство осуществляется органом местного самоуправления в течение десяти дней со дня поступления обращения.
  Пункт 2.6 регламента определяет перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги. При этом из перечня необоснованно исключены соглашение о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом местного самоуправления полномочий муниципального заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, а также соглашение о проведении реконструкции муниципальным заказчиком, являющимся органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства муниципальной собственности, правообладателем которого является муниципальное унитарное предприятие, муниципальное бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, предусмотренные п. 1.1 и 6.1   ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
   Согласно абз. 2 п. 2.6.3 регламента непредставление заявителем документов, указанных в пункте 2.6.3 регламента, если таковые имеются в соответствующих государственных, муниципальных и иных органах, не является основанием для отказа заявителю в предоставлении услуги. Таким образом, из указанного положения следует, что отсутствие указанных документов в соответствующих государственных, муниципальных и иных органах и непредставление их заявителем может рассматриваться как основание для отказа в выдаче разрешения. В то же время, ч. 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации закрепляет, что неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 статьи 51 Кодекса, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
   В пункте 2.8 регламента неправомерно по сравнению с федеральным законодательством, исчерпывающим перечнем процедур в области жилищного строительства изменены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Аналогичные нарушения стали основанием для принесения протестов прокурорами Арбажского, Афанасьвского, Богородского. Кикнурского и Малмыжского районов.
   По инициативе прокуроров Верхнекамского, Оричевского, Свечинского районов, Слободского межрайонного прокурора приведены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 административные регламенты предоставления муниципальных услуг по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
   Органами местного самоуправления Белохолуницкого, Котельничского, Куменского, Оричевского Орловского, Санчурского, Советского и других районов области по протестам прокуроров изменены регламенты утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков, предусматривавшие основания для отказа в предоставлении услуги, не закрепленные федеральным законодателем, а также увеличивавшие объем документов, необходимых для выполнения процедуры, что значительно влияло на размер стоимости затрат получателей услуги, а также изменяло срок выдачи планов, увеличивая общий срок строительства жилья.
   Прокурором Омутнинского района проведена экспертиза решения Чернохолуницкой сельской Думы от 01.12.2008 № 31, которым утверждены Правила землепользования и застройки Чернохолуницкого сельского поселения Омутнинского района.
   Согласно ч. 1 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 23 реестра описания процедур, включенных в исчерпывающий перечень, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования участка или объекта капитального строительства, представляют только заявление о предоставлении разрешения.
   В тоже время, п. 3 ст. 6 Правил предусматривает обязанность граждан и хозяйствующих субъектов предоставлять кроме заявления целый пакет документов, в том числе схему планируемой застройки земельного участка с указанием мест расположения существующих и намечаемых построек и их характеристик (общая площадь, этажность и т.д.), открытых пространств, мест парковки автомобилей, а также сведения о планируемых объемах ресурсов, электроэнергии.
   По указанным основаниям прокуратурой Омутнинского района на данное и 8 аналогичных по содержанию решений других сельских Дум принесены протесты, находящиеся в стадии рассмотрения.
   Проведенной органами прокуратуры области проверкой установлены случаи несоответствия наименований процедур в сфере строительства жилья, осуществляемых муниципалитетами, реестру описания процедур, включенных в исчерпывающий перечень, а также постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403.
   При проверке Правил по благоустройству территории муниципального образования Санчурское городское поселение Санчурского муниципального района, утвержденного решением Санчурской поселковой Думы от 19.07.2012 № 55/280, установлено, что подпункт 3 пункта 4 статьи 29 правового акта предусматривает процедуру согласования с администрацией поселения всякого изменения фасадов зданий, в то время как в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 предусмотрена процедура предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта.
   Пунктами 7, 9 Правил благоустройства закреплены полномочия органа местного самоуправления по выдаче разрешения на снос крупномерных деревьев и кустарников, попадающих в зону застройки или прокладки подземных коммуникаций, установки высоковольтных линий и других сооружений в границах городского поселения. В тоже время, исчерпывающим  перечнем процедур в сфере жилищного строительства закреплена процедура предоставления порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников.
   Кроме того, согласно части 3 статьи 261 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Таким образом, собственник земельного участка вправе по своему усмотрению распоряжаться деревьями и кустарниками на принадлежащем ему земельном участке.
   Соответственно администрация Санчурского городского поселения не вправе регулировать правовые отношения по сносу деревьев на частных земельных участках.
   На основании изложенного, прокурором Санчурского района в адрес Санчурской поселковой Думы принесен протест. По идентичным основаниям опротестованы правила внешнего благоустройства территорий еще 6 сельских поселений. Акты реагирования находятся в стадии рассмотрения.
   Непрозрачность механизма регулирования разрешительных процедур на местном уровне обуславливает высокие коррупционные риски при оказании муниципальных услуг в сфере строительства жилья, определении технических условий и подключении объектов к инженерным сетям.
   В результате принятых организационных мер органами прокуратуры области в 2014 г. – январе 2015 г. (в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403) выявлено свыше 250 нарушений закона, в связи с чем принесено 93 протеста, 9 представлений, в органы государственной власти Кировской области и местного самоуправления направлено 15 информаций.
Информируя об изложенном, предлагаю принять дополнительные меры по совершенствованию прокурорского надзора за приведением органами местного самоуправления правовых актов в соответствии с исчерпывающим перечнем процедур в сфере жилищного строительства.


И.о. прокурора области

государственный советник
юстиции 3 класса                                                                 А.Л. Окатьев