Сегодня Версия для слабовидящих
Прокуратура Кировской области

Роль прокуратуры в сфере противодействия коррупции

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.

Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.

Международный день борьбы с коррупцией отмечается ежегодно по инициативе Организации Объединенных Наций. В этот день в 2003 году была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 01.11.2003. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию и ратифицировала ее Федеральным законом
от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».

В России поступательно реализуется система мер, направленных на обеспечение эффективности деятельности по профилактике и противодействию коррупции, ведется работа по совершенствованию антикоррупционного законодательства с учетом как сложившейся в России правоприменительной практики, так и международных требований.

В частности, в соответствии со статьей 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции созданы на уровне субъектов Российской Федерации.

В целях повышения гарантий независимости и самостоятельности таких подразделений для их работников предусмотрена не только особая процедура их назначения на должность и освобождения от должности, но и специальный порядок привлечения таких прокурорских работников к дисциплинарной ответственности.

На сегодняшний день прокуратура сочетает свою координационную деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупционными преступлениями непосредственно с надзорными функциями:
- проверка исполнения поднадзорными органами законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений;
- проверка соблюдения антикоррупционного законодательства, в том числе регламентирующего вопросы предотвращения и урегулирования конфликта интересов, уведомления о склонении к совершению коррупционных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
- проверка соблюдения организациями требований статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- проверка деятельности органов предварительного расследования и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- и другие полномочия.

При осуществлении своих полномочий органы прокуратуры принимают исчерпывающие меры превентивного характера, направленные на недопущение совершения, пресечение и устранение коррупционных правонарушений и преступлений, возмещение причинённого ущерба, привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.

Одновременно прокуратурой осуществляется большая профилактическая работа в целях вовлечения населения, общественных организаций и самих государственных служащих в процесс противодействия коррупции.

Значительное внимание органами прокуратуры уделяется вопросам предупреждения и пресечения коррупции на государственной и муниципальной службе.

На сегодняшний день коррупция поражает большинство сфер государственного и муниципального управления. Ряд должностных лиц используют свои правомочия для совершения противозаконных действий, за счет личных коррупционных связей влияют на принятие решений в сферах, управление которыми непосредственно не входит в круг их обязанностей, а свои непосредственные обязанности выполняют только за дополнительное вознаграждение и др.

Данные действия, согласно социологическим опросам, подрывают доверие населения к публичной власти, конкретным государственным органам, их представителям, а привлечение должностных лиц к уголовной и административной ответственности не всегда восстанавливает социальную справедливость в глазах общества и порождает социальное противоречие, так как должностное лицо, понеся соответствующее уголовное или административное наказание, не лишается имущества, полученного коррупционным путем.

В целях устранения данного противоречия принят Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», который позволяет решить задачу по совершенствованию механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы. Реализация данного полномочия возложена на органы прокуратуры. Прокуратура - это именно тот беспристрастный и объективный субъект, который способен осуществлять контроль и надзор в сфере надлежащего соблюдения законодательства о противодействии коррупции и выполнения муниципальными и государственными служащими ограничений и запретов, обусловленных их особым публичным статусом.

Учитывая изложенное, демократическое и правовое государство, чтобы быть устойчивым, нуждается в действенных государственных методах и приемах, способных охранять его от криминализации и злоупотреблений государственной и муниципальной власти, которая во многом базируется на доверии общества. Именно поэтому законодатель, создавая нормативно-правовые механизмы, вправе закреплять дополнительные требования к лицам, занимающим различные должности государственной и муниципальной службы, чтобы у граждан не возникали сомнения в их моральных качествах и, следовательно, в законности и бескорыстности их действий как носителей этой власти.

Подобный вывод коррелирует с требованиями Конвенции ООН, которая указывает, что предупреждение и ликвидация коррупции - это ключевая обязанность всех государств, так как она затрагивает их экономическую систему, порождает существенные угрозы безопасности и стабильности общества, подрывает основы демократии и справедливости, наносит ущерб поступательному и планомерному развитию.

Противоправное личное обогащение наносит серьезный ущерб правопорядку и национальной экономике, именно потому для результативного предотвращения коррупции и противодействия ей необходим комплексный и межотраслевой подход. Коррупция в современной Российской Федерации - одна из глобальных угроз безопасности страны. Она препятствует, а порой попросту блокирует крупномасштабные экономические и социальные изменения, расширяет сектор теневой, криминальной экономики, снижает налоговые поступления в бюджеты различных уровней. Именно в связи со всем вышесказанным борьба с ней определена в качестве приоритетного направления деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.


Прокуратура Первомайского района г. Кирова
перейти к списку вопросов версия для печати версия для печати

Органы прокуратуры области в районах


Выберите район:

Прокуратура Кировской области

2016, Все права защищены

При использовании материалов сайта, ссылка на сайт обязательна.

Главная

Руководство

Структура

Документы

Взаимодействие со СМИ

Контакты

Правовое просвещение

Прокуратура Кировской области

Контакты

АДРЕС

610000, г. Киров ул. Володарского, 98

Телефон:

+7 (8332) 64-87-32
+7 (8332) 38-11-53

E-mail: prokuror@oblast.kirov.ru

Полезные ссылки