Сегодня Версия для слабовидящих
Прокуратура Кировской области

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регламентирует дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Эти гарантии устанавливаются для:
1) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), имевших закрепленное жилое помещение;
2) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом неважно, где находится принадлежащее ребенку жилое помещение, используется ли оно по назначению в период пребывания ребенка в детском учреждении, проживает ли кто-либо еще в этом помещении.

В случаях произвольного изменения (перерегистрации ребенка с одной жилплощади на другую) родителями несовершеннолетнего договора социального найма жилого помещения, когда происходит явное ухудшение жилищных условий несовершеннолетнего, органом опеки и попечительства должны приниматься меры по восстановлению законных прав несовершеннолетнего.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или Законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма жилого помещения.

Таким образом, с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми, находящимися под опекой (попечительством), не имеющими закрепленного жилого помещения, заключается договор социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Типовой договор социального найма жилого помещения утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 N 315.

Предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным и благоустроенным, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам и быть юридически и фактически свободным. Оно должно быть свободно от прав иных лиц и пригодно для проживания. Как правило, жилое помещение предоставляется в виде отдельной квартиры.
Особое требование предъявляется к площади предоставляемого жилого помещения (жилье площадью "не ниже установленных социальных норм"). Имеется в виду норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленная ст. 50 ЖК РФ.

Норма предоставления жилого помещения устанавливается как минимальное количество квадратных метров жилой площади, приходящихся на одного человека при получении им жилого помещения по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Процедура получения жилья начинается со сбора необходимых документов, которые затем прикладываются к заявлению в местную администрацию. Постановка на учет в качестве нуждающегося осуществляется на основании соответствующего постановления (обычно постановления главы администрации). Причем лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставятся на учет в отдельный льготный список на внеочередное получение жилья. Это не препятствует постановке такого гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в список общей очереди.

Статьей закреплены гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на регистрационный учет по месту жительства или временного пребывания, который связывается в законодательстве с правом пользоваться жилой площадью по месту регистрации.

Обязанность граждан РФ регистрироваться по месту пребывания или по месту жительства в пределах России закреплена в статье 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ). Местом жительства может быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Местом жительства ребенка признается место жительства его законных представителей, то есть родителей, усыновителей или опекунов. Опекун или попечитель назначается по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве (ст. 35 ГК РФ). Лица, не достигшие возраста 14 лет, не вправе самостоятельно определять место своего жительства. Оно определяется как место жительства их законных представителей. Мнение ребенка учитывается лишь при решении вопроса о том, с кем из родителей при раздельном их проживании желает жить несовершеннолетний.
Местом жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся на полном государственном обеспечении, является соответствующее детское государственное учреждение. Раздельное проживание ребенка, достигшего 16 лет, и его попечителя допускается с разрешения органа опеки и попечительства. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства может являться место закрепления за ними жилой площади, которая им предоставлена.

Место пребывания отличается от места жительства тем, что в нем гражданин проживает временно. Местом пребывания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна или попечителя, приемная семья. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ пришла к выводу о том, что для детей-сирот, которые не имеют закрепленного жилого помещения, возможно установить только место временного пребывания.

Для снятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания необходимо получить согласие органа опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Согласие оформляется в виде отдельного письменного документа.

В настоящее время полномочия по опеке и попечительству от органов местного самоуправления переданы органам исполнительной власти субъектов РФ. Передача их органам государственной власти субъектов РФ фактически означает придание полномочиям по опеке и попечительству государственного статуса, что позволяет выстроить в регионах государственную систему органов опеки и попечительства или собственными законами делегировать уже государственные полномочия по опеке и попечительству на муниципальный уровень.
перейти к списку вопросов версия для печати версия для печати

Органы прокуратуры области в районах


Выберите район:

Прокуратура Кировской области

2016, Все права защищены

При использовании материалов сайта, ссылка на сайт обязательна.

Главная

Руководство

Структура

Документы

Взаимодействие со СМИ

Контакты

Правовое просвещение

Прокуратура Кировской области

Контакты

АДРЕС

610000, г. Киров ул. Володарского, 98

Телефон:

+7 (8332) 64-87-32
+7 (8332) 38-11-53

E-mail: prokuror@oblast.kirov.ru

Полезные ссылки