< path d = "M374.456,293.506c-9.7-10.1-21.4-15.5-33.8-15.5c-12.3,0-24.1,5.3-34.2,15.4l-31.6,31.5c-2.6-1.4-5.2-2.7-7.7-4c-3.6-1.8-7-3.5-9.9-5.3c-29.6-18.8-56.5-43.3-82.3-75c-12.5-15.8-20.9-29.1-27-42.6c8.2-7.5,15.8-15.3,23.2-22.8c2.8-2.8,5.6-5.7,8.4-8.5c21-21,21-48.2,0-69.2l-27.3-27.3c-3.1-3.1-6.3-6.3-9.3-9.5c-6-6.2-12.3-12.6-18.8-18.6c-9.7-9.6-21.3-14.7-33.5-14.7s-24,5.1-34,14.7c-0.1,0.1-0.1,0.1-0.2,0.2l-34,34.3c-12.8,12.8-20.1,28.4-21.7,46.5c-2.4,29.2,6.2,56.4,12.8,74.2c16.2,43.7,40.4,84.2,76.5,127.6c43.8,52.3,96.5,93.6,156.7,122.7c23,10.9,53.7,23.8,88,26c2.1,0.1,4.3,0.2,6.3,0.2c23.1,0,42.5-8.3,57.7-24.8c0.1-0.2,0.3-0.3,0.4-0.5c5.2-6.3,11.2-12,17.5-18.1c4.3-4.1,8.7-8.4,13-12.9c9.9-10.3,15.1-22.3,15.1-34.6c0-12.4-5.3-24.3-15.4-34.3L374.456,293.506z M410.256,398.806C410.156,398.806,410.156,398.906,410.256,398.806c-3.9,4.2-7.9,8-12.2,12.2c-6.5,6.2-13.1,12.7-19.3,20c-10.1,10.8-22,15.9-37.6,15.9c-1.5,0-3.1,0-4.6-0.1c-29.7-1.9-57.3-13.5-78-23.4c-56.6-27.4-106.3-66.3-147.6-115.6c-34.1-41.1-56.9-79.1-72-119.9c-9.3-24.9-12.7-44.3-11.2-62.6c1-11.7,5.5-21.4,13.8-29.7l34.1-34.1c4.9-4.6,10.1-7.1,15.2-7.1c6.3,0,11.4,3.8,14.6,7c0.1,0.1,0.2,0.2,0.3,0.3c6.1,5.7,11.9,11.6,18,17.9c3.1,3.2,6.3,6.4,9.5,9.7l27.3,27.3c10.6,10.6,10.6,20.4,0,31c-2.9,2.9-5.7,5.8-8.6,8.6c-8.4,8.6-16.4,16.6-25.1,24.4c-0.2,0.2-0.4,0.3-0.5,0.5c-8.6,8.6-7,17-5.2,22.7c0.1,0.3,0.2,0.6,0.3,0.9c7.1,17.2,17.1,33.4,32.3,52.7l0.1,0.1c27.6,34,56.7,60.5,88.8,80.8c4.1,2.6,8.3,4.7,12.3,6.7c3.6,1.8,7,3.5,9.9,5.3c0.4,0.2,0.8,0.5,1.2,0.7c3.4,1.7,6.6,2.5,9.9,2.5c8.3,0,13.5-5.2,15.2-6.9l34.2-34.2c3.4-3.4,8.8-7.5,15.1-7.5c6.2,0,11.3,3.9,14.4,7.3c0.1,0.1,0.1,0.1,0.2,0.2l55.1,55.1C420.456,377.706,420.456,388.206,410.256,398.806z" / > < path d = "M256.056,112.706c26.2,4.4,50,16.8,69,35.8s31.3,42.8,35.8,69c1.1,6.6,6.8,11.2,13.3,11.2c0.8,0,1.5-0.1,2.3-0.2c7.4-1.2,12.3-8.2,11.1-15.6c-5.4-31.7-20.4-60.6-43.3-83.5s-51.8-37.9-83.5-43.3c-7.4-1.2-14.3,3.7-15.6,11S248.656,111.506,256.056,112.706z" / > < path d = "M473.256,209.006c-8.9-52.2-33.5-99.7-71.3-137.5s-85.3-62.4-137.5-71.3c-7.3-1.3-14.2,3.7-15.5,11c-1.2,7.4,3.7,14.3,11.1,15.6c46.6,7.9,89.1,30,122.9,63.7c33.8,33.8,55.8,76.3,63.7,122.9c1.1,6.6,6.8,11.2,13.3,11.2c0.8,0,1.5-0.1,2.3-0.2C469.556,223.306,474.556,216.306,473.256,209.006z" / >

Бесплатная консультация юриста

8(800)707-64-25

Бесплатная консультация юриста

Государственный земельный кадастр что это такое Постановка ЗУ на учет и снятие с него

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Вы можете получить бесплатную консультацию юриста:

  1. Задайте вопрос через через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию: Вся РФ - 8(800)707-64-25
Содержание статьи

🔥 Государственный земельный кадастр: что это такое? Постановка ЗУ на учет и снятие с него

С необходимостью поставить территорию на кадастровый учет сталкивался каждый владелец земельного участка. Регистрация недвижимости в ЕГРН является подтверждением того, что она имеет собственника. Собранные данные размещаются в сети, поэтому ими можно воспользоваться для поиска свободного надела.

Содержание

🔻 Кадастр ЗУ в РФ: что это такое?

В нашей стране учет земель начался во времена становления Киевской Руси. В настоящее время ведение Государственного кадастрового учета земельных участков регулируется следующими законами:

Ведением кадастрового учета занимается Федеральная кадастровая палата Росреестра. Данные хранятся как в бумажном, так и в электронном виде.

🔹 Основные понятия кадастра

Кадастровый учет наделов земли — это совокупность действий, осуществляемых уполномоченным лицом и направленных на внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) всех имеющихся данных об участке.

В первую очередь в документацию заносятся основные сведения:

  • вид объекта;
  • дата, когда территория была поставлена на учет; (для чего он нужен и как его получить, мы рассказывали тут);
  • площадь;
  • информация о расположении границ надела.

При кадастровом учете также указываются и дополнительные сведения:

    (чем она отличается от рыночной, можете узнать из этого материала);
  • дата, когда была произведена оценка территории;
  • категория, к которой относится надел;
  • адрес;
  • данные владельцев.

🔹 Что собой представляет электронный реестр?

Электронный кадастр — это онлайн ресурс, позволяющий:

  • просмотреть кадастровую карту;
  • получить консультацию;
  • собрать информацию об определенном объекте недвижимости и т. д.

Чаще всего у граждан возникает необходимость получить сведения об интересующем их земельном наделе. Основная информация находится в открытом доступе. Для облегчения ее поиска были созданы публичные кадастровые карты (ПКК), на которых отображены все объекты, занесенные в ЕГРН, а также их характеристики.

Использование ПКК имеет ряд преимуществ:

  • можно самостоятельно изучить рельеф местности;
  • узнать адрес нужной территории;
  • получить данные о соседних наделах, которые уже заняты;
  • выбрать землю в любом регионе страны с учетом располагающейся поблизости инфраструктуры, не совершая при этом длительных поездок.

🔹 Как найти свободный надел на публичной карте?

Чтобы найти на ПКК незанятый надел, требуется совершить такие действия:

  1. Выбрать нужный регион. Масштаб изменяется знаками «+» и «-» или колесиком мыши.
  2. В левом меню кликнуть по кнопке «Управление картой».
  3. Перейти во вкладку «Тематические карты».
  4. Поставить галочку напротив надписи «Форма собственности ЗУ».
  5. Занятые территории станут розовыми, а свободные — белыми.

Чтобы узнать больше об определенном участке, достаточно кликнуть по нему. Если в поле «Форма собственности» ничего не указано, скорее всего, земля свободна. Чтобы подтвердить информацию, можно подать запрос в ЕГРН.

🔻 Объекты и субъекты

Объектами государственного кадастрового учета ЗУ являются территории, принадлежащие как физическим, так и юридическим лицам. Если надел не зарегистрирован в ЕГРН, с ним нельзя осуществить ни одну сделку.

В качестве субъектов кадастрового учета могут выступать:

  • государственный орган, осуществляющий процедуру учета;
  • правообладатель или его законный представитель;
  • кадастровый инженер.

При выделении нового ЗУ его следует сразу поставить на кадастровый учет. Наличие данных о наделе в ЕГРН является единственным доказательством его существования.

🔹 Как узнать, зарегистрирован ли ЗУ в ЕГРН?

Кадастровый номер земли можно посмотреть в кадастровом паспорте (выдавались до 2017 г.) или в свидетельстве о регистрации прав собственности. Кроме того, можно заказать выписку из ЕГРН или воспользоваться публичной кадастровой картой, размещенной на сайте Росреестра (что из себя представляет кадастровый паспорт и выписка из ЕГРН и какая информация там отображена, можете почесть в отдельной публикации). Если участок есть на карте, значит он стоит на кадастровом учете.

Можно кликнуть по нему и просмотреть данные, занесенные в реестр.

🔻 Задачи

Ведение кадастра земель осуществляется в целях:

  1. Надзора за охраной и эксплуатацией территорий.
  2. Признания факта существования наделов, их объединения или разделения.
  3. Зонирования земель.
  4. Оценки плодородности почв.
  5. Учета связанных с земельными участками объектов недвижимости.
  6. Осуществления кадастровых съемок.
  7. Оценки территорий для установления разумной оплаты за их использование.
  8. Защиты прав собственников земель.
  9. Получения информации о гражданском обороте наделов.
  10. Регистрации прав на земли и узаконивание сделок с ними.

Основная задача кадастрового учета — обеспечение всех заинтересованных лиц достоверной информацией о местоположении земель и их основных характеристиках.

🔻 Порядок ведения

  1. Прием заявления вместе с прилагаемыми к нему документами.
  2. Возврат заявления и документов без их рассмотрения в случае наличия оснований, указанных в ст. 25 № 218-ФЗ, например, если в документах имеются исправления или в системе отсутствует информация об оплате государственной пошлины.
  3. Правовую экспертизу документации.
  4. Внесение всех необходимых сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
  5. Выдачу документов.

Возврат бумаг без рассмотрения осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента их получения специалистом органа регистрации тем же способом, каким они были предоставлены. При этом в обязательном порядке указываются причины возврата.

🔻 Как зарегистрировать землю?

Обратиться в государственные органы для постановки надела на кадастровый учет вправе следующие лица:

  • собственник или его наследник;
  • законный представитель владельца ЗУ;
  • лицо, обладающее правом бессрочного пользования ЗУ;
  • лицо, владеющее ЗУ на правах пожизненного наследуемого владения.

Заявление можно подавать только после того, как участок прошел межевание. При обращении в МФЦ или Росреестр потребуется предъявить паспорт и бумагу, подтверждающую право на территорию. Постановка ЗУ на кадастровый учет осуществляется в течение 21 рабочего дня.

После этого можно забрать готовую документацию.

🔹 Как снять и поставить временно?

Если надел переходит от одного собственника к другому, при кадастровом учете ему присваивается статус временного, пока территория не будет приватизирована новым владельцем. Для постановки надела на временный учет следует подать заявление в Кадастровую палату вместе с пакетом документов.

Если участок образован из принадлежащих государству земель, у гражданина, который поставит надел на временный учет в ЕГРН, есть не более 2 лет на то, чтобы оформить право собственности или аренды. После этого территория безвозвратно перейдет государству.

Снять землю с временного кадастрового учета можно только при получении прав на нее. В этом случае статус меняется на «учетный».

🔻 Снятие

Согласно №218-ФЗ, надел земли может быт снят с учета на следующих основаниях:

  • территория состоит из земель государственного и муниципального значения и на нее не были зарегистрированы права или обременения;
  • изменяется площадь надела;
  • земля была поставлена на учет более 2 лет назад, и за это время никто не зарегистрировал право собственности или пользования на нее;
  • участок больше года назад был поставлен на временный учет, но права на него не были узаконены.

Кроме того, процедура может быть проведена по решению суда. Чаще всего это связано с тем, что собственник не использует надел и не хочет продолжать платить за него налоги (как их размер высчитывается, исходя из кадастровой стоимости ЗУ, можете узнать здесь).

🔻 Особенности внесение изменений в ГКН

Необходимость внесения изменений в государственный реестр недвижимости может возникнуть в следующих случаях:

  • прекращение существования надела, в том числе при его разделении;
  • изменение важных характеристик территории;
  • переход прав на землю новому собственнику, а также возникновение временных прав у третьих лиц, например, при заключении договора аренды на длительный срок;
  • появление на участке новых объектов недвижимости, подлежащих учету;
  • необходимость исправить раннее допущенные ошибки.

Переход прав, их прекращение или возникновение обычно не влечет изменений в технических характеристиках объекта.

В этом случае в ЕГРН будут занесены обновленные данные:

  • о новых правообладателях;
  • об основаниях, на которых был осуществлен переход прав;
  • о форме владения.

Чтобы внести изменения, всем лицам, принимавшим участие в сделке, потребуется предоставить правоустанавливающую документацию, договор и квитанцию, подтверждающую уплату государственной пошлины. Заявку можно передать через портал Госуслуг, филиал Росреестра или МФЦ.

Если характеристики участка изменились, потребуется составить межевой или технический план, в котором будут отражены новые параметры. Для этого требуется пригласить кадастрового инженера из базы Росреестра и заключить с ним договор подряда.

Специалисту потребуется предоставить доступ к территории и показать документацию, на основании которой параметры надела изменились. Когда план будет готов, инженер отправит его в Росреестр. Если владелец участка хочет получить бумажный вариант документа, ему следует упомянуть об этом в тексте договора подряда.

Для внесения изменений в ЕГРН правообладатель территории должен подать в государственные органы соответствующее заявление. Заявку можно передать через портал Госуслуг, филиал Росреестра или МФЦ.

Дополнительно надо предоставить бумаги, подтверждающие право собственности, а также документы, подтверждающие, что данные были изменены на законных основаниях, например, решение суда, акт приемочной комиссии.

Государственный земельный кадастр — это свод данных о правовом статусе, точном адресе и положении все учтенных территорий России. Часть информации доступна для всех заинтересованных лиц. Поставить надел на учет обязан каждый собственник.

Если сроки будут упущены, доказать свои права на территорию станет невозможно.

🔥 Государственный кадастровый учет земельных участков (гку зу): понятие и общие положения

Государственный земельный кадастр — это систематизированный свод документированных сведений, получаемых при проведении кадастрового учета земельных участков.

Государственный кадастровый учет земельных участков – это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Объект ГКУ: весь земельный фонд в пределах границ Российской Федерации, независимо от форм собственности, целевого назначения и разрешенного использования.

Государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Кадастровый учет проходит по месту нахождения участка.

(Государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу Закона о земельном кадастре, является юридически действительным).

Моментом возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения надлежащей записи в Единый государственный реестр земель.

Описание ЗУ в ЕГРЗ составляют при межевании земель и материалы описания ЗУ переносят в документы ГЗК в органе кадастрового учета.

🔻 2. Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков Основные кадастровые действия:

Прием и проверка документов

Регистрация обращения, формирование кадастрового дела по заявке

Проверка сведений в документах

Принятие решения об учете ЗУ (части ЗУ)

Подготовка и выдача извещения о приостановке или решения об отказе

Внесение сведений о ЗУ в ГРЗ кадастрового района

Подготовка и печать форм ГРЗ КР

Утверждение форм ГРЗ КР

Формирование кадастрового дела

Подготовка и выдача кадастрового плана ЗУ.

Кадастровые действия

Характеристика

Прием и проверка документов

2. Регистрация обращения, формирование кадастрового дела по заявке

3. Проверка сведений в документах

4. Принятие решения об учете ЗУ (части ЗУ)

5. Подготовка и выдача извещения о приостановке или решения об отказе

6. Внесение сведений о ЗУ в ГРЗ кадастрового района

7. Подготовка и печать форм ГРЗ КР

8. Утверждение форм ГРЗ КР

9. Формирование кадастрового дела

10. Подготовка и выдача кадастрового плана ЗУ

1. Прием и проверка документов

Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.

Закон четко оговаривает, что документы, представляемые в кадастровую палату, должны быть надлежащим образом оформлены. Не подлежат приему документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова или иные, не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

Для проведения государственного кадастрового учета Заявитель подает в ОКУ следующие документы:

Документ, являющийся основанием для возникновения у заявителя имущественных прав на вновь образованный земельный участок (участки), сформированный из существующих;

Описание земельных участков (документы о межевании).

В качестве Заявителя обычно выступает собственник исходного участка (участков), или правоприобретатель вновь образованного участка (участков), или их законный представитель.

Заявка инициирует процесс кадастрового учета вновь образованного земельного участка (или участков). В заявке обязательно должен быть указан способ получения выписки из ГЗК – лично или по почте.

Описание земельного участка может содержать сведения как об одном, так и о нескольких участках, образуемых одновременно (например, при разделении).

На этапе приема документов проверяется комплектность и внешнее оформление документов (наличие в заявке и документах обязательных реквизитов, отсутствие карандашных записей, подчисток и несанкционированных исправлений).

Действия выполняются должностным лицом, ответственным за прием и регистрацию заявок.

По сложившейся практике, в случае, если документы, которые Заявитель представил непосредственно в ОКУ, оформлены не надлежащим образом, то возможен устный отказ в приеме документов (без регистрации обращения).

Однако, если Заявитель будет настаивать на приеме Заявки, то она должна быть зарегистрирована.

Но если в представленных документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения кадастрового учета, или если такие сведения противоречивы, заявители немедленно в письменной форме извещаются о приостановке государственного учета. Такая приостановка может быть не более чем на месяц. Если в течение указанного срока заявитель не устранит причины приостановки, то ему направляют письменный отказ в проведении государственного кадастрового учета.

Кроме этого, в проведении учета должно быть отказано, если:

— с заявкой обратилось ненадлежащее лицо;

— представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства;

— при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться кадастровый учет, были нарушены права смежных землепользователей;

— площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться кадастровый учет, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами.

Решение об отказе в пятидневный срок направляется заявителю с объяснением причин такого отказа. Отказ может быть обжалован в суде.

Получение заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков регистрируется, то есть подтверждается соответствующими записями в книге учета документов (должны проставить штамп и записать в него регистрационный номер и дату приема документов; запись удостоверяется подписью работника кадастровой палаты) и выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов.

2. ГКУ ЗУ проводится в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного кадастрового учета определенного земельного участка.

Проведение ГКУ ЗУ включает в себя:

— проверку представленных заявителями документов,

— составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель,

— присвоение кадастровых номеров земельным участкам,

— изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков

— формирование кадастровых дел.

В случае, если для проведения государственного кадастрового учета земельного участка представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, государственный кадастровый учет такого земельного участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.

3. В результате проведения ГКУ ЗУ заявителям выдается (или присылается по почте) выписка из земельного кадастра, которая называется кадастровая карта (план) земельного участка, удостоверенная в установленном порядке.

Все экземпляры выписки должны быть заполнены абсолютно одинаково, все листы каждого экземпляра выписки пронумерованы и заверены подписью должностного лица кадастровой палаты, а количество подготовленных экземпляров плана соответствовать тому, которое указано в заявке. Но в любом случае для предъявления в учреждение юстиции для дальнейшей регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним вам обязаны выдать не менее двух экземпляров. В выписках должны быть обязательно заполнены следующие строки:

1. Кадастровый номер земельного участка. В строке проставляется уникальное обозначение, которое присвоено только вашему участку.

2. Наименование земельного участка. Обычно записывают «землепользование». Если вам предоставили часть земельного участка при доме, а остальную часть — за пределами застройки, то будет записано «единое землепользование».

3. Местоположение. Как правило, указывается положение земельного участка в пределах кадастрового квартала или приводится иное общепринятое описание.

4. Категория земель. Разрешенное использование. В отдельных случаях в строках может быть записано «не установлено».

5. Площадь. В строке запишут площадь, вычисленную при межевании и указанную в постановлении о внесении уточнений).

Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается. Процедура постановки на государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется бесплатно.

Деятельность по проведению государственного кадастрового учета земельных участков подлежит страхованию в установленном порядке.

🔥 Порядок постановки и основания для снятия земельного участка с кадастрового учета в 2022 году

Кадастровый учет представляет собой определенную процедуру, осуществляемую по отношению ко всем земельным участкам (ЗУ), расположенным на территории РФ. Постановка или снятие с учета заключаются во внесении данных или их удалении, которые осуществляются в соответствии с регулирующими законами и должны иметь под собой определенные основания, подтверждаемые документально.

  • Что такое снятие и для чего это необходимо
  • Законодательство и заявители
  • Основания для снятия
  • Пошаговая инструкция
  • Как снять участок с учета через суд
  • Особенности снятия
  • Понятие постановки, основания для такого действия
  • Пошаговая инструкция постановки
  • Сроки постановки
  • Стоимость постановки
  • Способы подачи документов на регистрацию, возможность отправки через интернет

🔻 Что такое снятие и для чего это необходимо

Все ЗУ, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на кадастровый учет. В процессе такого действия данные о них систематизируются и по определенным параметрам вносятся в общую базу данных – Государственный земельный кадастр.

В процессе эксплуатации участка, осуществления с ним каких-либо действий, могут изменяться его различные характеристики – категории земель, формы собственности на землю, площадь, конфигурация, назначение – все эти факторы будут подразумевать под собой или внесение изменений или же снятие надела и последующую его постановку уже с новыми показателями и характеристиками.

Все изменения, которые претерпевает конкретный ЗУ, в обязательном порядке должны находить свое отражение в кадастре, в противном случае они будут признаны незаконными и, по факту, не состоявшимися.

К примеру, если один целостный участок по каким-либо причинам разделяется на два, такие действия должны повлечь за собой снятие надела с учета в его первоначальной характеристике и постановке уже двух разных частей. При этом каждая из таких частей уже будет существовать отдельно от другой и иметь свой установленный набор документов, который положен в рамках соблюдения законодательных и нормативных актов.

Как в процессе постановки, так и последующего снятия руководствуются основным правилом – инициированная процедура снятия обязательно влечет за собой последующую постановку на него.

В таком случае уже не имеет значения – насколько изменяется характеристика надела, из скольки частей он будет состоять и кто будет являться его владельцем.

🔻 Законодательство и заявители

На законодательном уровне установлен определенный перечень лиц и органов, которые имеют право снимать наделы с учета или обращаться в соответствующие органы для выполнения такого действия:

    Государственные органы – такое действие осуществляется в ситуациях, когда определенный участок снимается с учета и переходит из государственного фонда под ведомство муниципалитета или передается в пользование юридическому или физическому лицу;

Основания и порядок снятия содержатся в таких законодательных актах:

При этом по основным положениям таких законов, определяющих порядок снятия и правила осуществления такого процесса, обязательным условием является предоставление основания для этих действий – таким образом без причины (исключительно по желанию) снимать ЗУ с учета не представляется возможным.

Аналогично такой норме при осуществлении определенных действий автоматически должно происходить и снятие – в случае отсутствия такого факта дальнейшая эксплуатация и, тем более, оформление в отношении надела какой-либо документации не будет возможным.

🔻 Основания для снятия

Основания для снятия разделяются на две основные группы. К первой группе относятся те, какие возникают в процессе осуществления собственником участка каких-либо действий, порядок выполнения которых подразумевает снятие с регистрации.

Сведения, содержащиеся в кадастре

Таким образом первым этапом является обращение владельца (физ. или юр. лица, органа муниципалитета и т.д.) в гос. кадастр для удаления текущих сведений и дальнейшего переоформления. К другой группе относятся основания, которые могут послужить причиной снятия с учета даже без подачи заявления собственником или его законным представителем.

Таким образом как-бы определяются условия, которые автоматически приводят к снятию земли с учета:

  • При временном учете земли. Имеется ввиду ситуация, когда предварительно осуществилась регистрация, и при этом в документальном акте отображается конечный срок, когда участок подлежит снятию с учета;
  • Если один ЗУ подлежит разделению на две или более частей – в связи с этим отдельные части наделов должны иметь и отдельные документы. Как следствие предварительно снимают участок с учета, делят в соответствии с документальными основаниями и впоследствии уже каждый отдельно регистрируют;

Если истекло время, выделенное для осуществления процедуры регистрации участка после его предоставления. Как пример для такой ситуации можно привести выделение участка, когда будущему собственнику земли устанавливают срок проведения регистрации (на данный момент он составляет два года).

🔻 Пошаговая инструкция

Снятие ЗУ осуществляется посредством прохождения определенного перечня процедур (шагов). Каждая из таких процедур является обязательной к своему исполнению и очень важно следить за тем, чтобы соблюдался порядок их осуществления.

Данный факт также связан с тем, что при пропуске одного действия или отсутствия документа, который является основанием для прохождения дальнейшего этапа, все последующие шаги уже будут невозможны к осуществлению.

Вся процедура снятия будет осуществляться посредством выполнения таких процедур:

  • Сбор и формирование пакета документов. Предварительно необходимо получить информацию о том, какие именно бумаги потребуются в конкретном случае – таким образом значительно экономится время;
  • Оформление заявления на снятие;
  • Оплата гос. пошлины за осуществление процедуры (квитанция об оплате должна обязательно прикладываться к общему набору документов);
  • Подача заявления с пакетом документации в кадастровую палату;
  • Ожидание результата и получение документации о регистрации.

Особое внимание необходимо уделить составлению заявления – оно должно оформляться на листе формата А4. В большинстве регионов форма написания заявления произвольная, но в некоторых органах предоставляются образцы, в соответствии с которыми необходимо составлять и свой текст.

Заявление о снятии

Документ состоит из таких основных частей:

  • Указание адреса и наименования кадастровой организации, а также ФИО должностного лица, уполномоченного на рассмотрение заявлений о снятии с регистрации;
  • ФИО заявителя;
  • Отражение сути просьбы – снятие надела с учета с указанием документальных оснований или причины такого действия;
  • Дата составления и подпись заявителя.

Кроме оформленного в соответствии с требованиями заявления понадобится предоставить следующий пакет документов:

  • Паспорт заявителя (если им является физ. или юрлицо), то свидетельство о государственной регистрации и прочая документация, требуемая гос. органом;
  • Документальные основания для снятия участка с учета;
  • Квитанция об оплате государственной пошлины.

В общем порядке срок получения документов составляет не более 18 дней. Однако, при необходимости сбора некоторых документов и осуществлении запросов подобный срок может продлеваться. Кроме того, при предоставлении неполного пакета документов, неверном оформлении заявления или фактическом отсутствии основания для снятия участка с учета в таком действии могут отказать.

🔻 Как снять участок с учета через суд

Если заявителю отказывают в приеме документов, намеренно затягивают сроки снятия или вовсе отказывают в проведении такой процедуры, физ. или юр. лицо имеет право обратиться в суд для защиты своих прав и интересов.

При возникновении такой необходимости потребуется составить исковое заявление, собрать весь пакет документов, несколько отличающийся в каждом конкретном случае и обратиться в судебный орган, относящийся к участку, по поводу которого возник спор интересов. В среднем в течение одного месяца с момента подачи заявления назначается судебное заседание, после которого выносится решению в пользу истца или ответчика.

🔻 Особенности снятия

Некоторыми особенностями кадастровых изменений является необходимость внесения изменений в имеющиеся документы. Процедура осуществления такого действия практически аналогична той, которая осуществляется при снятии его с регистрации – собирается необходимый пакет документации, оформляется заявление, содержащее просьбу внесения изменений, и подается в кадастровую палату.

Основными ситуациями, в которых требуется внесение изменений, является изменение границ участка, увеличение его площади за счет присоединения других частей или же возведение на участке конструкций, зданий или сооружений.

🔻 Понятие постановки, основания для такого действия

Постановка на кадастровый учет – это процедура, предполагающая сбор и обобщение данных о конкретном участке земли и внесение таких сведений в общую базу. В результате осуществления постановки присваивается оригинальный кадастровый номер, а также выдается кадастровый паспорт и план.

Основаниями для постановки могут становиться такие факторы:

  • Первоначальное образование участка, когда он выделяется впервые путем определения его границ из общей территории;
  • При изменении основных характеристик участка;

Законодательными актами, регулирующими как постановку, так и снятие, ограничивается перечень лиц, которые обладают правом осуществления действий (подачи заявления) о постановке ЗУ на учет. Так, ими могут являться:

  • Полноправный собственник ЗУ;
  • Лицо, которое является владельцем отдельной доли надела;
  • Доверенное лицо гражданина, физического или юридического лица, являющегося собственником земли;
  • Наследник лица, являвшегося собственником земли.

🔻 Пошаговая инструкция постановки

В процессе постановки необходимо будет выполнить следующие действия:

  • Оформление заявления с отражением просьбы о постановке;
  • Сбор необходимого пакета документации, в частности, отражающего основания для постановки;
  • Оплата гос. пошлины за выполнение регистрационных действий в отношении данного участка;
  • Подача документации в муниципальный орган, который относится к территории расположения участка;
  • Ожидание вынесения решения. Получение документации на ЗУ.

Перед тем, как специалисты кадастровой палаты будут осуществлять действия по постановке надела на учет, рассмотрение поданного заявления будет осуществлять главный инженер организации.

Именно он после того, как ознакомится с поданным пакетом документов, может принимать решение о том, имеется ли законное основание (и достаточно ли их для выполнения таких действий).

При вынесении отказа каждое физическое или юридическое лицо имеет законное право обращения в судебный орган для защиты своих интересов.

Из документов, которые потребуется приложить к подаваемому заявлению, стоит отразить следующие:

  • Заявление, оформленное лицом, имеющим право собственности или его представителем;
  • Межевой или геодезический план участка. Межевой составляется сотрудниками БТИ и может отражаться как на бумажном носителе, так и на электронном;
  • Технический план. Он необходим, если на участке имеются постройки;
  • Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;
  • Доверенность, если заявление подается не самим собственником;
  • Учредительная документация, если заявителем выступает юридическое лицо. Если необходимость постановки возникла у физического лица, в таком случае потребуется его паспорт;
  • Документ, подтверждающий согласие органов опеки, если в роли собственника участка выступает несовершеннолетний;
  • Документ, подтверждающий право собственности на землю.

🔻 Сроки постановки

Как правило, процедура получения окончательной документации осуществляется в срок не более 15 дней. Однако, как и в случае снятия, при необходимости подачи запросов и проверки действительности отраженных в документах данных подобный срок может быть продлен. Заявитель может подать иск в судебный орган, если у него есть основания (и доказательства) того, что сроки постановки намеренно затягиваются сотрудниками кадастровой палаты.

🔻 Стоимость постановки

Стоимость процедуры постановки определяется отдельными муниципалитетами. Разница в стоимости может заключаться в том, что одни земли могут быть более плодородны, чем другие. Кроме того размер оплаты будет зависеть от того, какая площадь имеется у каждого конкретного участка и того, какая установлена стоимость единицы площади (в большинстве случаев принимается цена за одну сотку).

Сроки постановки объекта недвижимости на учет

Стоит отметить, что такая цена не будет определяться на основании существующего спроса и предложения по аналогичным участкам в данный момент времени, как рыночная стоимость земельного участка. Кроме установленного размера пошлины относительно процедуры постановки на учет отдельно также оплачивается работа, выполняемая кадастровым инженером, которая может составлять около 2-3 тысяч рублей.

🔻 Способы подачи документов на регистрацию, возможность отправки через интернет

Подачу заявления можно осуществить следующими способами:

  • Посредством личного визита в территориальный орган кадастровой палаты или многофункциональный центр по месту нахождения;
  • Посредством личного обращения законного представителя в те же органы. Отдельной особенностью такого действия является необходимость предоставления доверенность на выполнение действий по регистрации;

Итак, каждый участок, выделенный из общего состава земель, должен содержаться в общей базе, имеющей данные по всем землям, которые являются обособленными частями и имеют свои параметры и характеристики. При изменении таких характеристик, заключающихся в показателях участка, его размерах, конфигурации и т.д, потребуется осуществить процедуру снятия с учета и последующую постановку уже с новыми показателями.

🔥 Государственный кадастровый учет земель. Понятие, структура и порядок ведения государственного кадастра недвижимости

Ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" определяет, что:

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений

    1. об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений
    2. о прохождении Государственной границы Российской Федерации,
    3. о границах административно-территориального деления РФ (между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений).

    Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

    Согласно ст. 3 ФЗ органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

    Государственный кадастровый учет недвижимого имущества (далее — кадастровый учет) — действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые

      • подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости), или
      • подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.

      Ст. 70 ЗК РФ устанавливает, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

      С 1 января 2017 года вступает в силу новый порядок кадастрового деления территории РФ и присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров (см. Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877 "Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ" Зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2016 N 40604; Приказ Росреестра от 28.12.2015 N П/675 "О кадастровом делении территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы").

      Основания осуществления кадастрового учета (ст. 16 ФЗ):

        1. в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости);
        2. в связи с прекращением существования объекта недвижимости (снятие с учета объекта недвижимости) либо
        3. в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости (указанных в пунктах 7, 9, 11 — 21.1, 25 — 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона).

        Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, осуществляются на основании:

          • заявления о кадастровом учете и
          • необходимых документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее — необходимые для кадастрового учета документы). .

          Если иное не установлено ФЗ, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

          Орган кадастрового учета при поступлении заявления о кадастровом учете и представлении заявителем необходимых для кадастрового учета документов самостоятельно запрашивает иные необходимые в соответствии со ст. 22 Федерального закона для кадастрового учета документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе и обязанность по представлению таких документов не возложена на заявителя.

          Сроки осуществления кадастрового учета (ст. 17):

          Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в течение 18 календарных дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя — в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя.

          Срок осуществления кадастрового учета не изменяется в случае, если необходимые для кадастрового учета документы запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В случае представления заявления о кадастровом учете либо заявления об учете адреса правообладателя через многофункциональный центр срок, указанный в настоящей части, исчисляется со дня передачи многофункциональным центром соответствующего заявления в орган кадастрового учета.

          Кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия не в связи с заявлением о кадастровом учете, осуществляется в срок не более чем 30 рабочих дней со дня поступления таких документов.

          Датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости:

            1. сведений о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере (при постановке на учет объекта недвижимости);
            2. новых сведений о соответствующем объекте недвижимости (при учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или учете адреса правообладателя);
            3. сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).

            34. Землеустройство (понятие, содержание).

            Землеустройство — необходимый элемент упорядоченного земельного правопорядка. Оно включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

            Порядок проведения землеустройства определяется Федеральным законом «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г., другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

            Землеустройство проводится на основании решений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, судебных решений и договоров о проведении землеустройства.

            Проводя землеустроительные мероприятия, государство осуществляет управление землями независимо от того, в чьей собственности находятся земельные участки. При этом объектами землеустройства признаются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных и административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков.

            В случаях, предусмотренных федеральными законами, землеустройство проводится в обязательном порядке. Такие случаи, например, названы в Федеральном законе «О землеустройстве» (ст. 3):

            • изменения границ объектов землеустройства;
            • предоставления и изъятия земельных участков;
            • определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
            • перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства; для выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболочиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
            • проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от негативных воздействий.

            При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы в установленном порядке.

            В случаях изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.

            Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 6 ст. 69 ЗК РФ).

            Цель землеустройства — обеспечение рационального использования земель, их охрана, создание благоприятной окружающей среды и улучшение ландшафтов.

            Его основными элементами являются:

            • планирование и организация рационального использования земель и их охраны;
            • изучение состояния земель;
            • геодезические и картографические работы;
            • почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;
            • оценка качества и инвентаризация земель;
            • образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, их межевание.

            Действующее законодательство различает территориальное и внутрихозяйственное землеустройство.

            Территориальное землеустройство предусматривает выполнение работ по межеванию объектов землеустройства, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства. Порядок проведения территориального землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

            Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Этот вид землеустройства проводится путем выполнения работ по организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства и организации территории, используемой коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока, для обеспечения их традиционного образа жизни. В ходе этих работ разрабатываются мероприятия по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых, восстановлению, консервации и рекультивации нарушенных земель, защите их от негативных воздействий.

            В процессе проведения землеустройства разрабатывается и оформляется предусмотренная законодательством землеустроительная документация. Ее основной перечень составляют: генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель, проекты территориального и внутрихозяйственного землеустройства, материалы межевания объектов землеустройства, проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий.

            При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства составляются карты (планы) объектов землеустройства. Они используются при нанесении их границ на соответствующие дежурные кадастровые карты (планы).

            Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию по каждому объекту землеустройства, другие касающиеся этого объекта материалы.

            Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

            Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства землеустроительная документация подвергается экспертизе. Правила ее проведения определены в Положении о государственной экспертизе землеустроительной документации, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 214.

            Федеральное агентство государственной регистрации, кадастра и картографии организует проведение экспертизы следующей документации:

            • генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;
            • документации по вопросам землеустройства, разработанной в соответствии с решениями органов государственной власти;
            • документации, касающейся земель, находящихся в федеральной собственности.

            Проведение экспертизы остальной землеустроительной документации организуют территориальные органы Федерального агентства государственной регистрации, кадастра и картографии.

            Экспертиза землеустроительной документации осуществляется по решению органов государственной власти, органов муниципального самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц (заказчики экспертизы). Они направляют землеустроительную документацию в Роснедвижимость России или его территориальные органы, где она регистрируется в установленном порядке. Данные органы в срок не более семи дней с даты регистрации землеустроительной документации уведомляют заказчика экспертизы о принятии землеустроительной документации на экспертизу (при соответствии ее установленным техническим условиям и требованиям) либо о сроках представления недостающей документации.

            В течение 14 дней после регистрации землеустроительной документации Роснедвижимость России или ее территориальный орган определяет состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь, иные члены экспертной комиссии) и утверждает задание на осуществление экспертизы и срок ее проведения. С учетом объема и вида представленной на экспертизу землеустроительной документации срок ее проведения составляет, как правило, один месяц. При необходимости он может быть продлен до трех месяцев.

            Руководитель экспертной комиссии обеспечивает проведение экспертизы и подготовку проекта заключения экспертной комиссии. Он имеет право запрашивать у заказчика экспертизы дополнительную информацию, необходимую для подготовки проекта заключения. При одобрении проекта заключения экспертной комиссией не менее чем двумя третями голосов членов комиссии оно подписывается всеми членами комиссии.

            При несогласии некоторых членов экспертной комиссии с заключением они его подписывают с пометкой «особое мнение».

            Положительное заключение должно содержать выводы о соответствии землеустроительной документации, представленной на экспертизу, исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства. Отрицательное заключение может содержать выводы о невозможности проведения землеустройства ввиду несоответствия землеустроительной документации, представленной на экспертизу, исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства, о необходимости доработки (переработки) землеустроительной документации с учетом замечаний и предложений экспертной комиссии и представления этой документации на повторную экспертизу.

            Заключение экспертной комиссии утверждается Федеральным агентством государственной регистрации, кадастра и картографии или его территориальным органом. Данное заключение и копия приказа о его утверждении направляются утвердившим ее органом заказчику экспертизы в течение пяти дней с даты подписания приказа.

            Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации. Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передавать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

            🔥 Государственный кадастровый учет земельных участков

            Как известно, приобретение прав на земельные участки, совершение сделок с ними и государственная регистрация возможны только после государственного кадастрового учета земельных участков, который регулируется Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» и иными нормативными актами Российской Федерации.

            Государственный кадастровый учет представляет собой действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с уникальными характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

            Кадастровый учет должен осуществляться на основе принципа единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения общедоступности и непрерывности обновления содержащихся в нем сведений, их сопоставимости со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

            В настоящее время по Закону о кадастре производится только государственный кадастровый учет земельных участков. До 1 января 2013 года Законом установлен переходный период, необходимый для разработки документов и программных средств для осуществления кадастрового учета зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства.

            Кадастровый учет земельных участков осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости в кадастровом округе, в границах которого расположен объект недвижимости, за исключением объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов. В последнем случае кадастровый учет осуществляется в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений — Минэкономразвития РФ. В каждом субъекте России есть свой орган кадастрового учета, как правило, «Кадастровая палата», которая «обслуживает» всю территорию соответствующего субъекта РФ.

            Каждый земельный участок, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, который присваивается органом кадастрового учета и называется кадастровым номером.

            Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием земельного участка, прекращением его существования (в этом случае производится снятие с учета объекта недвижимости) либо в связи с изменением каких-либо характеристик земельного участка. При этом, при образовании земельного участка его постановка на кадастровый учет может производиться на основании заявления любого лица (с приложением необходимых документов), а учет изменений в сведениях земельного участка или снятие его с кадастрового учета производится только на основании заявления собственника, уполномоченного им лица или в порядке информационного взаимодействия, предусмотренном Законом о кадастре и другими нормативными актами.

            Например, от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) действует представитель, уполномоченный на подачу такого заявления, принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников; от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан — представитель, уполномоченный на подачу такого заявления, принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения. В порядке информационного взаимодействия может быть изменена категория земель, к которой относится земельный участок. В этом случае, уполномоченный орган, принявший решение об изменении категории земель обязан передать принятый им акт о переводе в течение пяти дней в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений.

            Уникальными характеристиками, земельного участка, внесенными в кадастр являются:

            кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

            описание местоположения границ земельного участка;

            площадь земельного участка.

            Законом установлен перечень широкий перечень дополнительных характеристик земельного участка, не являющихся уникальными, но которые необходимы для оценки его правового статуса, например, сведения о вещных правах, ограничениях (обременениях) прав, категории земель и разрешенном использовании, экономические и другие характеристики земельного участка.

            Орган кадастрового учета проверяет представленные заявителем документы по форме и содержанию для принятия решения о кадастровом учете, приостановлении учета или отказе в кадастровом учете при наличии оснований, предусмотренных Законом о кадастре. В случае отсутствия таких оснований, кадастровый учет производится в срок 20 рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления и документов. По истечении указанного срока заявителю должны быть бесплатно выданы кадастровый паспорт или выписка о земельном участке.

            Орган кадастрового учета руководствуется также Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ 04.02.2010 N 42, который устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения сведений в реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.

            За исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами,(например, персональные данные) сведения внесенные в государственный кадастр недвижимости являются общедоступными. Это означает, что любое заинтересованное лицо может сделать запрос о выдаче сведений об определенном земельном участке или территории и такие сведения будут предоставлены в виде:

            кадастровой выписки о земельном участке,

            кадастрового паспорта земельного участка,

            кадастрового плана территории,

            ином виде, предусмотренном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

            При этом необходимо будет произвести оплату сведений в размере, предусмотренном приказом Минэкономразвития РФ от 30.07.2010 г. № 343 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы».

            Законом о кадастре установлено, что никто не вправе требовать, иначе как на основании решения суда от собственника, поставленного на учет объекта недвижимости, осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

            Данная норма определяет один из главных принципов ведения кадастра объектов недвижимости, согласно которому истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости подлежащими уточнению (п. 6 ст. 4 Закона о кадастре).

            В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости, сведения сохраняются, если иное не установлено Законом о кадастре.

            Остались вопросы? Задайте вопрос юристу бесплатно!

Оцените статью
Добавить комментарий