Основания, принципы и процедура установления сервитута на земельный участок. Порядок действий в

Содержание статьи

🔥Сервитут на земельный участок: законодательное регулирование и порядок установления

Сервитут устанавливается на земельный участок в тех случаях, когда это является единственным вариантом для нормального функционирования того участка, который находится в худшем положении.

Как именно происходит процедура установления сервитута и каких проблем стоит опасаться?

Содержание Показать

🔻Законодательное регулирование

Говоря о законодательном регулировании процедуры установления земельного сервитута, необходимо отметить, что такое регулирование осуществляется всего двумя нормативными актами – Гражданским и Земельным Кодексами.

Если говорить более конкретно, то в рамках Гражданского Кодекса, в статьях 274-277, указывается, что подразумевается под сервитутом, в каких целях и каким образом происходит его установление.

Кроме того, в рамках этого нормативного акта происходит регламентация основных направлений, по которым должна вестись работа в случае установления сервитута.

Гражданский Кодекс Российской Федерации осуществляет регулирование вопросов установления частного сервитута.

Земельный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы установления сервитута, носящего публичный характер.

В рамках этого нормативного акта рассматриваются те цели, для осуществления которых может потребоваться установление публичного сервитута. Кроме того, в статьях данного Кодекса происходит установление основных параметров, по которым должно происходить формирование такого обременения.

земельный кодекс РФ

Также Земельный Кодекс Российской Федерации устанавливает порядок действий, в соответствии с которым должен устанавливаться публичный сервитут, а также порядок издания тех нормативных актов, которые регулируют обязательность таких действий.

Так как сервитут устанавливается путем заключения соответствующего соглашения, носящего характер договора пользования с установлением частичного либо полного обременение на земельный участок, регулирование такого договора осуществляется также Гражданским Кодексом Российской Федерации.

В том случае, если речь идет об установлении публичного сервитута, он устанавливается соответствующим нормативным актом.

Этот вопрос рассматривается как в Гражданском, так и в Земельном Кодексе.

🔻Что такое — установление сервитута на земельный участок

Под установлением сервитута на земельный участок в действующем законодательстве подразумевается установление такого обременения, которое позволит собственникам или пользователям других наделов получить возможность обеспечить свободное функционирование своих земельных участков.

Сервитут на земельный участок устанавливается только в тех случаях, когда избежать подобного обременения не представляется возможным.

документы для оформления сервитута

Установить сервитут можно только в том случае, если цели его использования на обремененном участке будут соответствовать всем требованиям действующего законодательства, которые на данный момент могут быть удовлетворены.

Независимо от того, является ли установленный сервитут публичным или частным, порядок его установления должен пройти полную проверку на соответствие действующему законодательству, так как такое обременение существенно ограничивает возможности использования участка его владельцем.

В рамках такого согласования будет установлено, было ли возможно избежать установления обременения на конкретный земельный участок, каков размер максимально допустимого обременения, а также та сумма, которую инициатор обременения земельного участка, должен будет заплатить владельцу.

🔻При каких условиях возможно установление сервитута на земельный участок

Установление сервитута на земельный участок может быть осуществлено только в том случае, если никакие другие варианты не могут быть использованы.

В том случае, если лицо, выступающие инициатором установления сервитута, специально пытается наложить обременение на чужой участок, преследуя только цели личной выгоды, ему придется ответить перед законом за мошеннические действия в отношении чужого имущества.

договор о сервитуте

В действующем законодательстве содержится исчерпывающий перечень оснований, по которому может происходить установление сервитута на земельный надел.

Этот перечень не может редактироваться никак, кроме как по инициативе государства в лице его законодательных органов.

Это обусловлено тем, что при установлении сервитута владелец обремененного земельного участка не сможет полностью пользоваться своим имуществом.

К таким цели будут относиться:

  • Использование территории соседнего участка или его части для обеспечения беспрепятственного доступа владельцев участков, находящихся в худшем территориальном положение, нежели обремененный участок;
  • Невозможность иными способами, кроме как через территорию обремененного участка, провести необходимые инженерные коммуникации, которые будут использоваться для полноценного функционирования других земельных участков;
  • Использование территории обремененного участка или части такой территории для осуществления прохода людей и животных к водным объектам, с помощью которых осуществляется полноценное функционирование соседних участков, либо существующих животноводческих хозяйств;
  • В случае, если речь идёт о публичном сервитуте, к целям использования добавляется также установление средств связи или станций-вышек, которые смогут обеспечить достаточный уровень качества связи;
  • Еще одним направлением, для которого может быть установлен публичный сервитут, становится строительство транспортных узлов и развязок. В том случае, если такой сервитут был установлен, и владелец обремененного участка не может пользоватся и в полном объеме, такой участок подлежит выкупу за счёт средств государства.

Публичный сервитут может быть установлен также и для строительства в прилегающей к обремененному участку зоне объектов, чье назначение сводится к охране безопасности государства.

В этом случае, если степень обременения будет максимальной, участок подлежит выкупу государством.

Иных условий, для которых может быть установлен сервитут публичного и частного характера, в действующем законодательстве не предусмотрено. В том случае, если лицо, инициировавшие установление сервитута, пытается осуществить такое обременение по каким-либо другим основаниям, его действия могут быть обжалованы в суде.

🔻Какие документы необходимы для установления сервитута

земельный участок

Так как установление сервитута является достаточно сложным юридически значимым действием, для его установление может понадобится определенный перечень документов, которые необходимо заранее подготовить.

Если речь идёт о сервитуте публичного характера, то его наступление происходит независимо от воли владельца земельного участка, а для фиксации факта его установления достаточно издания нормативного акта, носящего федеральный или региональный характер, в тексте которого будет содержаться прямое указание на установление обременения конкретных земельных участков.

В случае внесения такого нормативного акта к нему должно быть оформлено приложение, в тексте которого будут представлены все кадастровые характеристики обремененных участков.

Если речь идёт о частном сервитуте, то здесь необходимо будет подготовить перечень документов, которые понадобится для дальнейшей регистрации установленного права обременения в органах Росреестра.

плата за публичный сервитут

К таким документам будут относиться:

    паспорт на участок с приложенным планом налагаемого обременения. Этот документ необходим, для того чтобы в полной мере осуществить оценку стоимости налагаемого сервитута, а также аргументировать при возникновении споров размер обремененной территории.
  • Еще одним документом, который обязательно понадобится при установлении сервитута, будет считаться справка, полученная в уполномоченных органах, которая сможет подтвердить отсутствие других обременений на конкретном участке. Этот документ позволит грамотно рассчитать стоимость налагаемого обременения для того, чтобы исключить возможность установления стоимости сервитута выше, чем она может быть.
  • Обоснование целей установления сервитута. Этот документ готовит заинтересованное в обременении лицо, так как с помощью него можно будет доказать необходимость установления сервитута именно в том виде, в каком просит это сделать инициатор обременения.
  • Отчет о расчете стоимости сервитута или соразмерной платы за обременение. На основании этого документа в тексте договора будет зафиксирована та сумма, которая подлежит выплате владельцу обремененного участка инициатором сервитута.

После того, как подготовлены все необходимые документы, можно приступать непосредственно к процедуре установления сервитута.

🔻Порядок действий

Порядок установления сервитута для такого обременения, носящего публичное и частное характер, будет различным.

Это обусловлено тем, что установление таких сервитутов также будет иметь определенную разницу в своих целях.

возможность установления сервитута

Для сервитута, носящего публичный характер, порядок установления будет состоять всего из трех этапов:

  1. На первом этапе будет происходить издание специального документа, в котором будут обозначены цели установления сервитута, а также тот период времени, на который планируется установить обременение.
  2. В качестве второго этапа установления сервитута в данном случае следует рассмотреть объявление и проведение публичных слушаний, на которых будет рассмотрен вопрос не только об установлении такого обременения на один или несколько земельных участков, но также и рассмотрен вопрос целесообразности тех затрат, которые ожидаются в связи с наложением такого обременения. По результатам таких слушай будет издан соответствующий нормативный акт, в рамках которого будет полностью отражен весь вопрос, касающийся установления такого сервитута.
  3. Третий этап включает в себя непосредственно издание нормативного акта, регламентирующего установление сервитута на один или несколько земельных участков, а также подготовку всех необходимых документов, в том случае, если установление такого обременения существенно затрудняет эксплуатацию участков, попавших в список обремененных. На основании такого перечня и порядка действий будет осуществляться либо выплата компенсации владельцу обремененного участка, либо производиться выкуп обремененных участков за государственный счёт.

Ключевым документом в данном случае будет считаться постановление об установлении сервитута.

В рамках этого документа, издаваемого органами государственной власти субъекта федерации или непосредственно Российской Федерации, будет указано то, для каких целей устанавливается сервитут, а также срок установления его и порядок действий относительно определённых участков.

Подписывается этот документ либо руководителем соответствующего органа государственной власти, либо должностным лицом, ответственным за принятия таких решений.

подготовка нормативного акта

Установление частного сервитута проходит несколько более сложным порядком, так как подразумевает под собой обязательное осуществление договоренности сторон, участвующих в соглашении.И частного сервитута состоит из четырех этапов:

  1. На первом этапе осуществляется первичная договоренность сторон, участвующих в таком соглашении, о тех условиях, которые являются существенными для установленного сервитута.
  2. На втором этапе сторона, заинтересованная в установлении сервитута, должна обосновать цели своих действий, а также доказать необходимость установления обременения и невозможность достижения своих целей какими-либо иными способами.
  3. На третьем этапе установления сервитута происходит подписание итогового документа, выступающего в качестве соглашения или договора об установлении обременения. Кроме договора подписывается также и документ, доказывающий грамотность и верность установленной стоимости обременения.
  4. Четвертый этап является заключительным в установлении сервитута и характеризуется государственной регистрацией установленного обременения, а также получения соответствующего свидетельства, которое в дальнейшем может быть использование в качестве доказательства законности своих прав и претензий при использовании обремененного участка.

Однако указанные действия предпринимаются только в том случае, если удалось достигнуть договоренности по заключаемому соглашению.

Если таких договоренностей достигнуть не удалось, сторона, в целях которой будет устанавливаться сервитут, может обратиться в суд.

В том случае, если заключение соглашения об установлении сервитута, необходимого для использования других земельных участков, будет происходить в судебном порядке, в перечень необходимых документов должны быть внесены изменения.

заключение договора

К необходимым документам, которые понадобится для регистрации установления сервитута, прибавится ещё судебное решение об установлении соответствующего применения на земельный участок, а также документы, подтверждающие факт использования всех существующих процедур досудебного урегулирования возникшего конфликта.

В том случае, если установления сервитута происходит в судебном порядке, в подписываемом сторонами соглашении обязательно должно содержаться приложение, в котором будет находиться копия судебного решения с отметкой о вступлении в силу, либо иной документ, подтверждающий факт судебного разрешения конфликта.

Независимо от того, происходит ли заключение договора об установлении сервитута во внесудебном порядке или по решению суда, финальная регистрация установленного обременения должна быть осуществлена в строгом соответствии с действующим законодательством.

Подробная инструкция о том как взять землю в аренду в наше материале!

Кому в первую очередь предоставляется освободившаяся комната в коммунальной квартире? Узнайте об этом здесь.

Ищите образец договора мены квартиры? Его можно скачать по этой ссылке.

🔻Какие трудности могут возникнуть и как их избежать

Так как установление сервитута относится к юридически значимым действиям, так как в результате такого обременения существенно уменьшается возможность полноценного использования обремененного участка его владельцем, с установлением сервитута могут возникнуть определённые трудности.

проезд к участку

В целом, их можно разделить на две большие группы:

  • Сложности в установлении сервитута;
  • Проблемы с регистрацией такого обременения.

К первой группе сложностей, которые могут возникнуть, будут относиться именно сложности, которые характерны для формирования права обременения, а также для заключения договора об установлении сервитута.

Это такие сложности, как:

  • Невозможность прийти к общим договоренностям по вопросу заключения соглашения из-за несогласия владельца обремененного участка заключить такой договор;
  • Неадекватная оценка стоимости установления сервитута ввиду желания владельца участка получить как можно большую прибыль от заключаемого соглашения.

Единственным вариантом в этом случае будет обращение в суд, где вынесенное решение обяжет владельца участка, на которое должно быть наложено обременение, заключить соглашение с лицом, инициирующим установление сервитута.

В том случае, если дело касается неоправданно завышенной стоимости, по решению суда может быть проведена независимая оценка установленного сервитута, и на основе итогового отчёта уже будет устанавливаться плата за пользование участком в его обремененной части, сведения о которой будут отражены в тексте договора.

заключение договора

Если речь идёт о трудностях в регистрации установленного сервитута, то причины возникновения такой ситуации, как правило, носят классический характер и бывают связаны с:

  • Неправильным или неполным оформлением документов. В этом случае специалисты Росреестра возвращают весь пакет заявителю для исправления ошибок в оформлении представленных материалов.
  • Незаконностью требований о регистрации сервитута. Установить это можно только при детальной правовой экспертизе всех представленных документов. В этом случае ожидается отказ, а также в случаях, предусмотренных законодательством, может последовать возбуждение административного или уголовного дела. В целях избежания такого развития событий необходимо тщательно проверить при подаче в Росреестр наличие всех документов, подтверждающих законность установления сервитута.

Установление сервитута должно происходить в соответствии с действующим законодательством.

Устанавливаться он может только в том случае, если иное достижение целей полноценного функционирования других земельных участков невозможно. Для того, чтобы регистрация такого права обременения прошла без каких-либо трудностей, должен быть соблюден в полном объеме весь порядок установления сервитута, а также подготовлены в полном объеме все необходимые для этого документы.

🔥Сервитут на земельный участок в 2021 году: документы, порядок оформления

Сервитут земельного участка — это один из распространенных юридических терминов. Он означает необходимость задействования одного надела земли при благоустройстве или использовании другого. Порядок его оформления, необходимые документы и виды сервитута детально рассматриваются в статье.

сервитут

🔻Определение и правовое регулирование

Под сервитутом понимается разрешение на временное и ограниченное дополнительными условиями использование земли, принадлежащей другому собственнику. Этот правовой институт регламентируется несколькими статьями части первой ГК РФ — начиная с 274 по 277. Второй базовый документ по рассматриваемому вопросу — ЗК РФ, прежде всего — статья 23 и главы с V.1 по V.7.

Сервитут носит характер обременения, но с запретом на передачу третьему лицу в качестве залога или обеспечения финансовых обязательств. Кроме того, не допускается его продажа, обмен или дарение.

🔹Цели оформления сервитута

Необходимость получения сервитута на землю обычно связана с предоставлением доступа к участку отдельного физического или юридического лица. Он необходим для проведения самых различных работ и мероприятий, в перечень которых входят:

  • осуществление инженерных изысканий;
  • практическое использование водных и других ресурсов;
  • строительство специальных и инфраструктурных сооружений и объектов;
  • обеспечение доступа к расположенному по соседству другому наделу земли;
  • установка межевых и геодезических знаков;
  • устройство систем дренажа и канализации;
  • прогон и выпас сельскохозяйственных животных;
  • ведение охоты или ловли рыбы и т.д.

🔹Инициатор сервитута

Основанием для введения сервитута становится решение суда, документальное соглашение между владельцем участка и третьими лицами, официально оформленные нормативно-правовые акта местных властей. Инициатором сервитутного права могут выступать следующие лица — как юридические, так и физические:

  • владелец или арендатор земли;
  • бессрочный пользователь участка;
  • лицо, получившее землю в качестве наследуемого владения.

servitut

🔻Условия применения

Сервитут на землю ограничивает возможности владельца участка. Поэтому существует несколько условий, выполнение которых выступает обязательным требованием для наложения подобных ограничений. К ним относятся:

  • удовлетворить потребности другим способом не получается;
  • введение судебным порядком в случае невозможности урегулировать противоречия мировым досудебным соглашением;
  • запрет на лишение владельца права пользоваться принадлежащей ему землей;
  • разумный минимум ограничений, накладываемых на собственника;
  • сервитуарий (лицо, получившее временный доступ к участку) обязан поддерживать объект недвижимости в надлежащем состоянии.

В качестве дополнительного требования рассматривается необходимость платить за пользование чужим участком. Она вводится в рамках действующего законодательства о земле.

🔻Виды сервитута на землю

Для классификации сервитута используется три параметра. Каждый из них следует рассмотреть более детально.

🔹Характер владения

По этому признаку различают публичный и частный сервитут. В первом случае речь идет об общественных интересах или потребностях. Публичный сервитут делится на три разновидности — водный, лесной и городской.

Основанием для его введения становится решение местных властей. С его помощью удается добиться решения следующих задач:

  • предоставление площадей для сенокоса, выгула и прогона скота, рыбалки;
  • использование водоемов и, прежде всего, прибрежной части;
  • проведение исследований на земле, например, археологических;
  • прокладка транспортных магистралей, пешеходных дорожек или других элементов благоустройства территории;
  • прокладка систем дренажа и канализации.

Частный сервитут предусматривает предоставление доступа к земле или прокладки различных коммуникаций. Речь идет о телефонных и кабельных линиях, трубопроводах отопления, водо- и электроснабжения.

🔹Срок действия

По этому параметру различают срочные и бессрочные сервитуты. Первые действуют в течение определенного временного периода, согласованного участниками сделки. В некоторых случаях отдельного оговариваются условия пролонгации соглашения.

Бессрочный сервитут действует все время обладания землей. Типичным примером подобного обременения становится строительство и последующая эксплуатации дороги.

🔹Стоимость

Действующая законодательная база предоставляет собственнику право получить оплату за использование принадлежащего ему земельного участка. При этом не имеет значения, кто выступает сервитуарием — частное лицо, компания или государство. По соглашению участников допускается заключение безвозмездной сделки.

🔻Процедура оформления

Актуальный на сегодняшний день порядок оформления сервитута на землю предусматривает последовательную реализацию четырех этапов. Рассмотрим каждый из них по отдельности.

  1. Претендент на использование земли обращается к собственнику с ходатайством о предоставлении доступа к участку.
  2. Если разногласия между сторонами по срокам и стоимости сервитута отсутствуют, заключается соглашение. Если договориться не удается, претендент обращается в суд — районный или городской. В этом случае от него потребуется доказать, что получение доступа к земле выступает объективной необходимостью.
  3. При положительном решении суда сервитут вводится в принудительном порядке. В подобной ситуации документы по сделке подаются в местный орган власти.
  4. На завершающей стадии обременение регистрируется в Росреестре, так как оно непосредственно касается объекта недвижимого имущества — земельного участка.

сервитут

🔻Необходимые документы

На каждом из этапов реализация мероприятия требуется подготовить определенный комплект документации. Оформление сервитута в местных органах власти предусматривает предоставление нескольких документов:

  • заявление о получении доступа к участку;
  • письменное уведомление владельца земли;
  • основание для введения сервитута — решение суда, мировое соглашение (для частного) или постановление местного органа власти (для публичного);
  • соглашение сторон или судебное решение о предоставлении доступа к земельному участку;
  • документы, удостоверяющие личность участников сделки — паспорт (для физлица и ИП) и учредительная документация (для юридического лица);

Чаще всего, основанием для применения сервитутного права становится соглашение сторон. Действующее законодательство предъявляет к документу несколько требований, в числе которых:

  • указание паспортных реквизитов и контактной информации об участниках;
  • цель оформления сервитута;
  • основание для его введения;
  • реквизиты в отношении земельного участка — кадастровый номер, площадь и другие подобные данные;
  • права каждого из участников сделки;
  • их обязанности;
  • срок действия соглашения;
  • стоимость оплаты за получение доступа к участку земли.

Заявление о введении сервитута составляется в произвольной форме. Главное — чтобы в нем присутствовали несколько обязательных данных:

  • предмет соглашения;
  • данные об участниках сделки;
  • сроки действия договора;
  • возмездный или безвозмездный характер (в первом случае обязательно указываются условия и величина оплаты);
  • другие важные моменты заключаемого соглашения.

На завершающей стадии осуществления сделки — государственной регистрации обременения в ЕГРН — требуется предоставить следующий комплект документов:

  • заявление о внесении изменений в федеральную базу данных объектов недвижимости;
  • паспорт или учредительные документы (соответственно, для физического или юридического лица);
  • кадастровая документация на участок (межевой план и т.д.);
  • правоустанавливающая документация на землю;
  • основанием для введения сервитута;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины за регистрационные действия со стороны Росреестра.

Физическому лицу необходимо заплатить 1,5 тыс. руб. Юридическое платит в 4 раза больше — 6 тыс. руб. Срок регистрации сделки — не более 10 рабочих дней или две календарные недели.

🔻Особенности практического применения

На практике нередко происходит нарушение достигнутого сторонами соглашения. В подобной ситуации необходимо оформить акт о неисполнении условий сервитута, который заверяется правоохранительными или контролирующими органами. Дальнейшие действия по защите прав пострадавшей стороны предусматривают подачу искового заявления в суд.

В зависимости от результатов судебного разбирательства принимается одно из следующих решений:

  • расторжение соглашения, что означает запрет на доступ к земельному участку и, как следствие, невозможность дальнейшего выполнения работ;
  • наложение штрафных санкций в рамках заключенного сторонами договора;
  • возмещение нанесенного пострадавшей стороне ущерба — морального и материального.

Основанием для отмены сервитута выступает не только судебное решение, но и ряд других причин. В их числе:

  • окончание срока действия документа, подписанного сторонами;
  • соглашение участников сделки;
  • ликвидация причин для выдачи сервитута.

Введение и практическое использование сервитутного права требует досконального знания юридических нюансов законодательства. А потому следует доверять работу оформлению сервитута квалифицированным специалистам по решению земельных вопросов. Такой подход гарантирует оперативность реализации мероприятия при разумном уровне сопутствующих финансовых расходов.

🔥Субъекты объекты суть и сроки земельного сервитута

🔻Порядок установления сервитута на земельный участок

Земельное законодательство предусматривает земельный сервитут как ограниченное право гражданина, которое предоставляется для пользования определенным имуществом – объектом сервитута. Данный документ заключается для удовлетворения потребностей граждан, которые используют данный земельный участок.

Данный режим использования территорий выступает определенным обременением для собственника, поэтому перед заключением любых сделок в отношении конкретного участка субъекты процесса должны быть осведомлены об установке сервитута в отношении недвижимого имущества, в частности, земли.

Каждый сервитут имеет свою юридическую структуру, которая состоит из следующих элементов:

  • Объектом земельного сервитута может быть земельный участок, а также все природные объекты, недвижимость и коммуникации. Условием для установления права ограниченного использования земель для граждан является возможность полноценной эксплуатации недвижимости и любых объектов без использования земель;
  • Субъект земельного сервитута – это законный собственник земли, а также все лица, которым участок предоставляется в пользование на пожизненный срок на основании получения наследства, а также те особы, которые приобретают права бессрочного использования земель на постоянной основе.

Законодательством также предусматриваются случаи, когда сервитут устанавливается для иных лиц по их требованию и для обеспечения их интересов.

Земельное законодательство предлагает гражданам заключить любой сервитут. В зависимости от субъектов данного договора сервитуты могут быть:

  • Частные сервитуты свидетельствуют о предоставлении права ограниченного использования земельного участка, который расположен непосредственно рядом с границей территории. Обеспечение интересов граждан может осуществляться без заключения частного сервитута, при условии согласия законного собственника территории;
  • Публичные сервитуты принято заключать в целях удовлетворения публичных потребностей, которые включают обеспечение государственных интересов, нужд органов местного самоуправления и местного населения федеральных субъектов.

Земельный сервитут предусматривает внесение платы всеми пользователями территорий, в интересах которых был установлен соответствующий режим. Величина стоимости использования чужих земель рассчитывается с учетом суммы убытков, которые были нанесены собственнику в связи с ограничением его прав на собственный участок.

Размер всех убытков собственника земли рассчитывается исходя из следующих показателей:

  • размер ущерба, который был действительно нанесен собственнику;
  • сумма упущенной выгоды;
  • убытки, причиненные владельцу земли в результате прекращения действия сервитута.

Каждый земельный сервитут, независимо от его разновидности, регистрируется в государственном реестре, который фиксирует права на земельные территории. Оформление сервитута возможно при наличии заявления от имени собственника земли или особы, в интересах которой будет устанавливаться сервитут.

В данное регистрационное учреждение могут обратиться граждане, которые владеют землями на правах постоянного пользования или пожизненной эксплуатации после прохождения процедуры получения наследства. Сервитут будет иметь законную силу после момента его регистрации в соответствующем реестре.

Публичный сервитут на земельный участок в законном порядке подлежит прекращению, при условии наличия определенных оснований, среди которых:

  • отказ от установления режима сервитута лица, для удовлетворения потребностей которого предусматривалось заключение сервитута;
  • истечение срока действия земельного обременения;
  • нарушение участником договора условий использования территорий, которые устанавливаются документацией;
  • тот, кто является собственником участка и для удовлетворения интересов которого заключается договор, – одно лицо;
  • наличие судебного решения о прекращении сервитута;
  • неиспользование сервитута более трех лет.

Предлагаем ознакомиться: Самая полезная информация о порядке приватизации земельного участка в садовом товариществе

Прекращение действия земельного сервитута может осуществляться в судебном порядке по инициативе любой из сторон.

Понятие сервитута на земельный участок регулируется двумя крупнейшими нормативными актами в сфере имущественных и земельных правоотношений — Гражданским и Земельным Кодексами Российской Федерации.

В соответствии с положениями этих нормативных актов сервитутом земельного участка следует считать установленное на рассматриваемый участок обременение, целью которого станет обеспечение нормального функционирования расположенных рядом территорий. Т.е. сущность сервитута является правом ограниченного пользования чужим земельным участком.

В соответствии с Гражданским Кодексом сервитут может быть установлен не только на землю, но и на любой другой объект недвижимости.

Однако вся процедура установления обременения земельного участка сервитутом должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством и закрепляться либо в форме договора (если речь идёт о частном сервитуте), либо в виде специального Постановления уполномоченного органа власти (если сервитут носит характер публичного).

Порядок установления и прекращения сервитута регулируется Земельным и Гражданским кодексом РФ. Так как установление сервитута подразумевает под собой наложение ограничений на возможность использования этого участка его собственником, для подтверждения законности такого действия необходимо соблюсти порядок осуществления такой процедуры. В качестве основных этапов следует рассматривать:

  1. Подготовку документов, которые смогут доказать необходимость установления сервитута на конкретный участок на определённых условиях;
  2. Обращение с заявлением об установлении сервитута к собственнику обременяемого участка или в уполномоченный орган власти;
  3. Оценка сервитута с целью установления той суммы, которую инициатору обременения придётся выплатить собственнику участка;
  4. Заключение договора сервитута путём подписания соответствующего соглашения или получение Постановления руководителя уполномоченного органа;
  5. Регистрация заключённого договора в органах Росреестра с целью фиксации установленного сервитута в Едином государственном реестре прав.

Если все этапы были соблюдены, установленный сервитут будет считаться законным.

🔻Основания возникновения сервитута

Каждый территориальный сервитут устанавливается при обязательном условии наличия законных оснований. Основным поводом для заключения данного документа является наличие потребности в обеспечении и удовлетворении интересов государственной важности, потребностей муниципальных органов местного самоуправления, а также нужд отдельных граждан.

Конкретными основаниями для установления режима сервитута в отношении территорий являются:

  • потребность свободного пешего прохода или проезда через земельный участок с помощью транспортного средства;
  • необходимость в размещении в пределах территории геодезических, административных и межевых знаков, а также организация подъездов к данным объектам;
  • использование водных ресурсов из расположенных на территории водных объектов и сельскохозяйственных водопоев;
  • нужда осуществления кошения сена, выпаса сельскохозяйственного скота в строго ограниченном порядке, а также при условии соблюдения всех сроков;
  • проведение изыскательных, археологических, исследовательских и научных работ;
  • эксплуатация территорий для осуществления ремонта любых коммунальных, электрических коммуникаций, а также реконструкции объектов транспортной инфраструктуры;
  • необходимость осуществления дренажных манипуляций;
  • потребность прохождения сельскохозяйственных пород животных по территории участка;
  • использование территории для охоты, рыболовства, а также времяпровождения в пределах прибрежной полосы.

Предлагаем ознакомиться: Период работы судьи петровой анны валерьевны в красносельском суде спб

🔻Прекращение сервитута земельного участка

Сервитут как форма использования чужого имущества в своих целях зародился ещё в Древнем Риме и имел классическое закрепление в римском праве. В соответствии с положениями этой правовой системы вещный сервитут мог распространяться не только на земельный участок, но и на любую чужую вещь, т.е. также практиковалось право пользования чужой вещью. При этом платы за пользование такой вещью предусмотрено не было.

Установление сервитута в римском праве могло происходить в соответствии с необходимостью такого обременения (например, более крупный землевладелец накладывал обременение на часть владений более мелкого, чтобы обеспечить себе проезд к своим угодьям).

После того как римское право вместе с Империей перестало существовать, понятие сервитута не прекратило своё действие, а перешло в более поздние правовые системы Франции и Германии, где получило закрепление.

В соответствии с Кодексом Наполеона сервитутом принято было считать особую коммунальную повинность недвижимого имущества с целью обеспечения возможности надлежащего использования другого недвижимого имущества его собственником. При этом разделение, которое было установлено в видах сервитутов, осуществлялось по трём основаниям — месту его наложения (городские и сельские), наличию внешних признаков (явные и неявные), сроку действия (постоянные или непрерывные и непостоянные, то есть установленные на срок выполнения человеком каких-либо действий).

В германском праве сервитутом также было принято считать обременение чужого имущества для достижения целей нормального функционирования другого имущества. В соответствии с требованиями норм права этой системы выделялись три формы сервитута — положительный и две отрицательных. Положительным сервитутом принято считать предоставление земельного участка для использования в определённых целях.

Первый отрицательный подразумевает невозможность осуществления собственником участка каких-либо действий, которые он мог бы осуществлять в отсутствие обременения. Второй отрицательный сервитут возникает тогда, когда у собственника обременённого земельного участка отбирается возможность как-либо влиять на состояние того участка, в пользу которого установлено обременение.

В истории российского права установление сервитута не было предусмотрено ввиду особенностей исторического развития. Так, в период дореволюционной России уровень развития земельных правоотношений был настолько низок, что ни о каком сервитуте в его полной мере говорить не приходится. Что же касается советского периода, то при государственной собственности на земли в сервитуте отпала какая-либо необходимость.

🔻Современные виды сервитута

Частный сервитут подразумевает заключение соглашения об установлении обременения на конкретный земельный участок в интересах других участков, которое заключается между их собственниками без участия государства. Как правило, заключение такого соглашения должно происходить по обоюдному согласию сторон. В том же случае, если возникли какие-либо спорные моменты, они могут быть разрешены путём судебного рассмотрения дела.

Публичный сервитут устанавливается государством путём вынесения соответствующего Постановления руководителем уполномоченного органа.

В этом случае согласие собственника обременяемого участка не играет никакой роли, так как установление такого обременения может происходить в интересах не одного конкретного человека, а неограниченного круга лиц, осуществляющих использование тех или иных ресурсов, доступ к которым может быть осуществлен только через использование обременённого участка.

Ещё одним вариантом классификации сервитутов будет срок их установления. В соответствии с этим, установленное обременение может подразделяться на:

  • Срочные;
  • Бессрочные (постоянные).

Если говорить о срочных земельных сервитутах, то они, как правило, устанавливаются на ограниченный период, например, на срок выполнения каких-либо работ, которые должны затронуть территорию обременяемого участка. Как только необходимость использования обременённого участка отпадёт, сервитут на землю прекратит своё существование.

Если срок, в течение которого использование чужого участка будет необходимо, не установлен либо имеет размытые очертания, обременение будет считаться бессрочным, но при расчете стоимости такого сервитута срок будет учитываться не более 49 лет с момента установления. Соответственно, при наличии определённых обстоятельств, сервитут может быть отменён раньше, а может быть продлён также на этот срок.

Предлагаем ознакомиться: Как оспорить межевание земельного участка соседа пошаговая инструкция подачи иска

🔻Виды и формы земельных сервитутов

Сервитут устанавливается в любом порядке: в соответствии с добровольным договором, по закону, в соответствии с завещанием, а также по решению суда. Срок действия данного режима устанавливается субъектами договора, но законодательством предусматривается и бессрочный сервитут.

Договор об установлении территориального сервитута должен включать в себя следующие данные:

  • данные о целях использования и месте расположения земель;
  • кадастровые данные участка;
  • срок действия договора;
  • сумма платы за использование территории;
  • ответственность сторон пользователя и собственника.

Частный или публичный сервитут на земельный участок может устанавливаться после подачи искового заявления в судебные органы. Для вынесения положительного решения, важно правильно составить заявление. Данный документ включает в себя следующие данные:

  • ФИО, фактическое место проживания истца и ответчика;
  • точные кадастровые и административные данные земельной территории, которая является объектом установления сервитута;
  • требования истца и основания для установления сервитута;
  • точный срок действия договора и размер платы за его использование;
  • факт ознакомления ответчика с требованиями;
  • предоставление необходимых приложений.

Как прекращается сервитут

Прекращение сервитута происходит в двух случаях: если в нем больше нет необходимости или если использование обременённого участка в дальнейшем повлечёт серьёзные затруднения в его эксплуатации для его собственника.

Для того чтобы сервитут был отменён, собственник обременённого участка должен обратиться в соответствии с положениями действующего законодательства с заявлением об отмене сервитута либо в уполномоченный орган (если речь идёт о публичном сервитуте), либо к собственнику того участка, в интересах которого было установлено обременение.

В том случае, если прекращение сервитута происходит по инициативе того лица, в интересах которого сервитут был установлен, такому лицу достаточно обратиться к собственнику обременённого участка с предложением расторгнуть договор сервитута.

Для того чтобы прекращение установленного сервитута было признано законным, итоговый документ необходимо зарегистрировать путём обращения в Росреестр и внесением соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав.

Сервитут — это особое право использования чужого имущества, в частности, земельного участка, которое необходимо для достижения возможности нормального функционирования тех участков, которые находятся в худшем положении.

Исторически сервитут в своём смысле практически не поменял своего значения, однако закрепление произошло в полном объёме только в современном российском праве.

🔥Установление сервитута на земельный участок: порядок в 2021 году

Понятие сервитут определено ст. 274 Гражданского кодекса РФ и ст. 23 Земельного кодекса РФ. Под ним подразумевается временная передача в использование надела земли или его части.

Произвольное введение сервитута не допускается. Владелец надела сохраняет свои законные права, может использовать их в полной мере. В связи с этим, сервитут может возникнуть в случае:

  • Необходимости проведения подхода (дороги) к смежному участку. Это может касаться не только органов муниципальной власти, но также частных лиц.
  • Необходимость проведения работ по возведению, реконструкции или использованию линейных объектов. В данном случае, владельцу остается право на использование оставшейся части надела на свое усмотрение.
  • Необходимость проведения снабжения ресурсами соседнего участка.
  • Другие ситуации, когда право на использование наделом временно переходит сторонним лицам.

Частный сервитут вводится на основании решения суда или заключения мирного соглашения. В нем приводится перечень ограничений и условия использования земельного участка. Публичный сервитут вводится в том случае, если ограничения регламентированы действующими законодательными актами.

🔻Основания для возникновения сервитута

Сервитут подразумевает передачу части или целого участка под определенные нужды. Здесь не имеется в виду возможность посадки культур, строительства зданий и пр. частные нужды. Право на сервитут возникает при:

  1. Строительстве дорог государственного значения.
  2. Проведение дренажных работ.
  3. Монтаже коммуникаций на соседних участках.
  4. Сложности подъезда к соседнему участку.
  5. Проведении изыскательных работ.
  6. Иные потребности, которые не ущемляют права собственника.

Таким образом, сервитут вводится тогда, когда необходимо проведение каких-либо работ государственного или частного значения, при условии, что иного выхода попросту нет.

Вне зависимости от ситуации, с владельцем участка проводятся мирные переговоры с целью урегулирования вопроса. При нахождении компромисса, стороны заключают соглашение. При их отсутствии – подается иск в суд.

🔻Установление публичного сервитута

Установление публичного сервитута не требует обращения в суд или подписания мирного соглашения. Решение о его введении принимают муниципальные власти, создавая соответствующий нормативный акт. В нем прописываются все условия пользования земельным участком.

Принятие решения требует проведения открытых слушаний с участием местного населения. Именно поэтому данный сервитут получил название «публичный».
Публичный сервитут может носить временный или постоянный характер. В некоторых случаях принимается решение относительно ввода ограничений на использование надела собственником. К ним можно отнести:

  • Обеспечение беспрепятственного доступа к местам общего пользования.
  • Проведение ремонта коммуникаций, расположенных на участке.
  • Использование участка в качестве пастбища для скота.
  • Проведение государственных геодезических исследований, а также размежевания земли.
  • Другие ситуации, указанные в действующем законодательстве.

Важно. Действие публичного сервитута нередко направлено на ущемление прав собственника земельного надела. В связи с этим, процесс его принятия доложен осуществляться в полном соответствии с законом.

В обратном случае, возможно опровержение документа в судебном порядке.

Публичные сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации. Сведения о них находятся в Росреестре. Все условия и сроки действия сервитута можно узнать из выписки ЕГРН.

🔻Установление частного сервитута

  • Дата заключения и место составления.
  • Данные всех сторон (владельца соседнего участка, собственника надела на которое вводится ограничение).
  • Данные о земельном участке (кадастровый номер, площадь и пр.).
  • Цель введения ограничений (проезд техники, ремонт коммуникаций и пр.).
  • Срок, на который вводятся ограничения.
  • Список лиц, которые вправе использовать сервитут.
  • Описание зоны пользования сервитутом (отдельная часть или целый участок).

Важно. Введение частного сервитута может предусматривать оплату ограничений. Размер средств, подлежащих выплате, определяется на основе мирных переговоров между владельцем и лицами, использующими сервитут.

Сведения о введении частного сервитута также предусматривают внесение данных в Росреестр и ЕГРН. Это требует заблаговременного создания плана межевания участка и обращения в кадастровую службу. Данное правило прописано в действующем законодательстве. Оно говорит о том, что любые действия, связанные с использованием земельного участка, должны быть полностью изложены в плане межевания.

При этом, важно учитывать не только графический план надела, но также описание и все сноски. Таким образом, составляется новый план с учетом старых данных и введенных ограничений. Вновь созданный документ должен будет пройти тщательную проверку в процессе регистрационных действий.

🔻Судебная практика

В том случае, если нет возможности мирно урегулировать вопрос введения ограничений с владельцем участка, возможно обратится в суд для его разрешения. При этом, важно заблаговременно составить вариант сервитута и предоставить его на досудебном соглашении. Это значительно упростит задачу и даст возможность изъявить свое желание открыто.
Вопросы, связанные с сервитутами, рассматриваются в судах с общей юрисдикцией: районных и городских. В них необходимо принести заранее составленное исковое заявление, включающее:

  1. Полное наименование суда в которое подается документ, адрес и индекс.
  2. Данные истца (стороны, требующей введения ограничений).
  3. Описание необходимости введения сервитута.
  4. Вариант условий на которых вводится сервитут.
  5. Точный срок, на который вводится ограничение.

Суд не может заставить владельца участка пойти на подписание мирного соглашения. Подача иска не гарантирует принятие положительного решения для истца. В процессе судебного разбирательства будут учитываться права собственника, а также обоснованность введения ограничения на определенный срок.

При одобрении иска, суд вправе пересмотреть условия и дату сервитута.
При вынесении вердикта, судья будет учитывать следующие нюансы:

  • Правовую безграмотность истца. Отсутствие специальных знаний земельных правоотношений, может потребовать дополнительного проведения экспертного исследования. С этой целью возможно приглашение специалиста из кадастра. Он поможет выявить оправданность введения сервитута, либо опровергнет его надобность.
  • Наличие точных пространственных меток. В суд необходимо предоставить документы на земельный участок. Это необходимо для их дальнейшей регистрации в госреестре. В документах определяются общие границы участка, а также зона действия сервитута.
  • Определение ответчика. В роли ответчика может выступать только собственник участка. Именно он является законным лицом. Привлечение в суд сторонних лиц (пользователь, арендатор) не предусмотрено, поскольку они не несут ответственность за участок, находящийся в аренде.

Суд также может назначить плату за пользование участком. Действующими законодательными актами не установлен фиксированный тариф, поэтому судья вправе опираться на судебную практику за предыдущие годы или заключение экспертизы.

При подписании добровольного соглашения на введение сервитута, его регистрация в госреестре осуществляется в присутствии обеих сторон. При принятии судебного акта, все данные подаются в одностороннем порядке заинтересованным лицом (заявителем, истцом).

🔻Оценка сервитута и определение платы

Введение сервитута, пусть даже на небольшой участок земли, приводит к возникновению финансового убытка. В связи с этим, необходимо проведение оценки и выявления платы за ограничения.
На размер оплаты влияет:

  1. Площадь участка, на который налагает ограничение.
  2. Возможность использования участка по назначению, даже при наложении ограничений.
  3. Влияние участка на использование всей территории.
  4. Затраты, возникшие вследствие введения ограничений.
  5. Размер упущенной выгоды.

Посредство изучения сферы использования земли, причинения ущерба и потери выгоды, назначается оплата за введенный сервитут. В некоторых ситуациях, после проведения анализа складывается отрицательное значение. В таком случае можно говорить о том, что сервитут не требует оплаты, поскольку не приносит ущерб владельцу участка.
После проведения оценки и определения платы, составляется соответствующая документация. Она прикладывается к судебному решению или соглашению, является законным обоснованием указанной суммы.

🔻Проведение регистрации сервитута в госреестре: порядок в 2018 году

При подписании добровольного соглашения на введение сервитута, его регистрация в госреестре осуществляется в присутствии обеих сторон. При принятии судебного акта, все данные подаются в одностороннем порядке заинтересованным лицом (заявителем, истцом).
Регистрация сервитута в Росреестре потребует предоставления следующего перечня документов:

  • Заявление о необходимости проведения регистрации.
  • Документы на спорный земельный участок (кадастровый паспорт, номер, выписки и пр.).
  • План межевания с четким выделением зоны действия сервитута.
  • Соглашение на введение сервитута (при обоюдном согласии).
  • Судебный акт (при разбирательстве в суде).
  • Документы, удостоверяющие личность сторон.
  • Документы официального представителя, а также нотариально заверенная доверенность.
  • Квитанция об оплате государственной пошлины.

Важно. Регистрация сервитута требует оплаты госпошлины. Ее размер для физического лица составляет 1500 рублей, для юридического – 6000 рублей.

Данные о введении сервитута вносятся в реестр в течении нескольких недель после приема документации. В случае, получения выписки, в ней будет значится что участок находится в обременении сервитутом.
Действие сервитута прекращаются автоматически после истечения срока, указанного в условиях документа. Не исключено сокращение сроков при несоблюдении одной из сторон пунктов, прописанных в сервитуте. Вне зависимости от сроков прерывания правовых отношений, все действия должны быть отражены в госреестре ЕГРН.

🔻Обжалование сервитута

Владелец земельного участка может попробовать обжаловать сервитут в случае:

  1. Нарушения прав собственности.
  2. Допущении ошибок в документации.
  3. Необходимости пересмотра условий.
  4. Нарушении сроков регистрации.
  5. Прочие нарушения, которые неприемлемы на взгляд собственника.

Практика показывает, что большинство сервитутов вводится без получения согласия от владельцев земельных участков за счет обращений в суд. Подобные решения могут быть обжалованы, при условии наличия веских причин или нарушения законодательных норм. В любом случае, необходимо предоставление веской доказательной базы и обращение к помощи профессионального юриста.

🔥Порядок установления сервитутов и прекращения сервитутов

В соответствии с п.3 ст.274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. При отсутствии спора по условиям установления сервитута соглашение о его установлении заключается в письменной форме.

В соответствии со ст.27 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав (далее — ЕГРП) на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в ЕГРП. Отсутствие государственной регистрации сервитута свидетельствует об отсутствии у сторон прав и обязанностей, а соглашение о сервитуте является незаключенным.

Для государственной регистрации сервитута предоставления кадастрового плана земельного участка не требуется в случае, если сервитут устанавливается на весь земельный участок. Однако если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута.

В случае обращения в суд за разрешением спора об установлении или условиях сервитута, необходимо учитывать следующее.

Во-первых, вопрос об установлении сервитута может быть поставлен только в том случае, если имеются доказательства необходимости установления сервитута, невозможности использовать принадлежащую лицу, требующему установления сервитута, недвижимость без установления права ограниченного пользования чужим имуществом.

Во-вторых, исковые требования надлежит заявлять не в рамках негаторного иска, поскольку из содержания ст.304, 305 ГК РФ следует, что посредством негаторного иска можно устранить препятствования в пользовании своим имуществом, но не определить порядок пользования чужим имуществом.

В-третьих, право требовать установления сервитута предоставлено лицу, в интересах которого устанавливается сервитут и которое не может использовать свое имущество без установления права ограниченного пользования чужим имуществом.

В-четвертых, имущество, на которое устанавливается сервитут, должно находиться в собственности.

В-пятых, правом требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование объектом недвижимого имущества, возложена на собственника.

Как уже было сказано выше, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Установление такого сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Следует отметить, что в ГК РФ и ЗК РФ процедура проведения таких слушаний не описана, поэтому, в настоящее время, субъекты РФ принимают по этому поводу свои нормативные акты.

Так, например, в Московской области порядок проведения общественных слушаний по поводу установления публичного сервитута регулируется статьей 13 Закона Московской области от 07.06.1996 г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области».

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. В этом случае сервитут может быть установлен на основании судебного решения.

Прекращение сервитута (статье 276)

1. В п.1 коммент. ст. предусматривается одно из специальных оснований прекращения права ограниченного пользования чужим земельным участком. В случае отпадения нужд субъекта сервитута, которые повлекли его установление, собственник обремененного земельного участка вправе требовать отмены сервитута. Например, проложен магистральный газопровод, и у обладателя сервитута отпала необходимость в использовании временной системы газоснабжения, проложенной через соседний земельный участок.

Коммент. правило предполагает в данном случае прекращение сервитута по инициативе собственника обремененного участка, однако соответствующее требование вправе заявить и другое лицо, обладающее иным вещным правом на обремененный земельный участок (правом пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования).

Субъект сервитута также вправе требовать его прекращения по миновании надобности.

2. Процесс прекращения сервитута коммент. правилом не урегулирован. Логично предположить, что он аналогичен процессу установления сервитута. Собственник обремененного участка предъявляет свое требование о прекращении сервитута к субъекту сервитута.

На основании соглашения о прекращении сервитута производится государственная регистрация прекращения права ограниченного пользования чужим земельным участком в ЕГРП. При наличии спора вопрос о прекращении сервитута разрешается судом.

3. Пункт 2 коммент. ст. закрепляется другое основание прекращения сервитута, которое относится лишь к вещному праву на земельный участок гражданина или юридического лица — невозможность использования участка в соответствии с его назначением в результате обременения участка сервитутом. Например, осуществление сервитута водостока повлекло невозможность выращивания основных сельскохозяйственных культур на приусадебном участке соседа из-за возросшей влажности почвы. Прекращение сервитута по указанному основанию производится в судебном порядке по требованию собственника обремененного участка. Использование судебного порядка прекращения сервитута обусловлено неочевидностью невозможности использования земельного участка по целевому назначению.

На основании судебного решения прекращение права ограниченного пользования чужим земельным участком подлежит государственной регистрации в ЕГРП.

4. В коммент. ст. не предусмотрены иные основания прекращения сервитута, например отказ правообладателя от принадлежащего ему права, гибель или уничтожение объекта сервитута, совпадение в одном лице собственника и сервитуария и др.

Оцените статью
Добавить комментарий