Особенности и порядок установления публичного сервитута на земельный участок. Нюансы оформления

Содержание статьи

🔥Кто и как может установить публичный сервитут на земельный участок

Установление земельного сервитута является легальным способом закрепить ограниченное право пользования чужим наделом. По своему правовому статусу сервитуты могут являться частными и публичными, а их условия могут оформляться в виде добровольного соглашения или судебного акта.

В этом материале можно узнать, что такое сервитут на земельный участок, и какие нюансы сопровождают процедуру его установления.

🔻Что это такое

Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом. Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается. Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:

  • необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел — по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
  • необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов — в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
  • необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
  • введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
  • иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.

Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта. Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут. Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами. Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута. Для принятия указанных актов нужно обязательно провести общественные слушания с участием местного населения.

Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:

  • обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
  • использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
  • использование чужого участка для прогона скота;
  • для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
  • иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.

Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.

Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН .

Частный сервитут устанавливается в отношении конкретных лиц либо группы субъектов, т.е. носит персональный характер. Установление указанного ограничения может происходить в добровольном или принудительном порядке. Если правообладатель надела не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.

Соглашение об установлении сервитута земельного участка должно предусматривать все существенные условия, которые будут соблюдаться сторонами:

  • дата и место составления документа;
  • личные данные каждого участника соглашения (владельцев смежных участков и правообладателя земли);
  • сведения о земельном наделе, в отношении которого вводится ограничение — кадастровый номер, описание площади и т.д.;
  • суть вводимых ограничений — для каких целей устанавливается сервитут (проход или проезд, и т.д.);
  • срок введения ограничений;
  • перечень лиц, имеющих право пользования сервитутом;
  • описание зоны, на территорию которой будет распространяться режим частного сервитута — весь участок или отдельная его часть.

Обратите внимание! За ограничение в виде частного сервитута допускается взимание платы, если иное прямо не указано в законодательных актах. Размер платежей может устанавливаться по договоренности сторон, а при отсутствии взаимного компромисса — в рамках судебного производства.

Добровольное соглашение о сервитутном ограничении должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН. Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера. Необходимость получения межевого плана связана с требованием Федерального закона № 218-ФЗ — любые изменения данных в госреестре ЕГРН должны быть изначально изложены в межевом плане.

Графическая и текстовая часть межевого плана должна соответствовать условиям соглашения, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.

Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке. Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения. Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).

На что нужно обратить внимание при обращении в суд? В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:

  • наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
  • личные данные всех заинтересованных сторон (владельцем соседних участков);
  • сведения о возникновении спора — что именно позволит решить ограничение права;
  • вариант условий сервитута, который предлагает истец;
  • обоснование срока, на который необходимо ввести ограничение права.

Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.

При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:

  1. если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (как правило, приглашается кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
  2. решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в госреестра ЕГРН);
  3. надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного надела, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.

Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.

Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.

В службу Росреестра представляются следующие документы:

  • заявление о проведении регистрационных действий;
  • правоустанавливающие документы на спорный и смежный земельный надел (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
  • межевой план с выделением зоны действия сервитута;
  • обоюдное соглашение или судебный акт, на основании которого будет проводиться регистрация;
  • документы, удостоверяющие личность сторон сервитута;
  • нотариальная доверенность на представителя;
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.

Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей для физлиц и 6000 для предприятий.

Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица. Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования. Для официального прекращения действия сервитута в госреестр ЕГРН должны быть внесены соответствующие сведения.

Устанавливает право пользования в той или иной мере чужим имуществом или земельным участком. Права собственности землевладелец при этом не лишается. Он имеет только стеснение своих прав на определенной территории принадлежащего ему участка.

Установление факта обременения считается с даты оформления соглашения в Росреестре.

В ЗК определены два основных вида сервитута: публичный и частный.

🔹Публичный сервитут

Характеризуется тем, что одним из участников при заключении соглашения является государственный орган и целью его установления считается защита интересов не одного лица, а огромного количества людей.

🔻Отличия данных видов

Список документов, требуемых для регистрации :

  • платежка с оплатой госпошлины;
  • документы, устанавливающие права собственности;
  • соглашение о введении ограничений;
  • план участка, на который налагается обременение;
  • постановление суда, если дело было представлено судебному разбирательству.

🔹Границы зон действия

Для публичного обременения необходимо на всех участках , подпадающих под зону ограничения. Производить данное действие должны . На сформированном плане указываются все границы действия обременения и отмечаются участки, находящиеся на . К прилагается межевой проект с указанием всех участков, которые будут затронуты обременением.

🔹Другие отличия

🔹Таблица с отличиями по ограничениям

Публичный сервитут

Частный сервитут

Стороны, для которых вводятся ограничения

Введение ограничений в интересах большого круга лиц.

Наложение обременения в пользу определенного частного лица или нескольких лиц.

Устанавливается при помощи нормативно-правовых актов.

Принятие происходит при заключении соглашения сторон.

Почти всегда заключается на безвозмездной основе. Плата может быть назначена только при условии существенного затруднения при пользовании участком.

При невозможности использования участка владелец вправе потребовать выкуп или предоставление нового.

Всегда заключается на возмездной основе. Происходит ее владельцу. Величина устанавливается от размера убытков, причиненных обременением.

Всегда согласовывается с местной администрацией

Нет необходимости в таком согласовании.

Разрешение о несогласии сторон

В суд обращается тот, на чей участок проводятся ограничения.

В судебный орган обращается тот, кто хочет установить сервитут.

Снятие ограничений происходит изданием акта о прекращении обременения.

Заключается соглашение о прекращении действия обременения или подается на рассмотрение в суд.

Сервитут накладывает ограничения на использование земли ее собственником. Это является вынужденной необходимостью, которая может быть связана с проведением каких-либо работ как со стороны частного лица, так и со стороны государства. Между этими ограничениями существует ряд различий по порядку оформления, по разрешению спорных ситуаций, по возмещению неудобств.

Сервитут публичный – это возмездное ограничение права пользования определенным земельным участком или его частью в пользу государства.

Более понятно на вопрос, что такое публичный сервитут, можно ответить следующим образом: это принудительная аренда куска земельного участка у владельца для определенного общественного пользования. При составлении договора тип пользования будет прописан и ни государство, ни другие люди не смог использовать эту землю в иных целях, кроме собственника.

Данный вид ограничения может быть установлен только в результате публичного слушанья, на котором рассматриваются вопросы, связанные с доступом к общественной территории.

Продемонстрировать, что это такое – публичный сервитут, может следующий пример: дом построен на земельном участке, ведущем к единственному водоему.

В данном случае обременением будет являться разрешение проходить всем гражданам по определенной территории участка для попадания к воде, не выходя за установленные границы.

🔻Цели публичного сервитута

Государственный сервитут может быть установлен исходя из ряда определяющих потребностей государства и его жителей:

  • Проход и проезд через частную собственность до значимого государственного объекта или территории;
  • Свободный доступ всех желающих к прибрежным полосам;
  • Необходимость проведения дренажных работ;
  • Необходимость использования территории для научных исследований;
  • Как единственно возможное место выгона рогатого скота.

🔻Как можно установить публичный сервитут

Установление любого обременения начинается с проведения общественного слушания, которое организует муниципалитет. На слушанье происходит уточнение мнения заинтересованных людей и жителей, проживающих в муниципальном образовании. В случае, когда граждане высказали согласие в необходимости обременения, муниципальные органы выпускают соответствующее постановление, если же люди оказались против, либо воздержались, сервитут быть наложен, не может.

С учетом того, что сервитут устанавливается для реализации гражданских государственных целей, то его установление может происходить только при рассмотрении и подписании определенных государственных актов:

  • Нормативный документ местного самоуправления;
  • Нормативный акт субъекта Российской Федерации;
  • Общегосударственного нормативного акта РФ.

При установлении публичного сервитута на земельные участки у собственников остаются права, связанные с земельным наделом. Единственным ограничением права будет запрет на действия, которые осложнят или сделают невозможным использование территории в целях, указанных в договоре.

В случаях, когда пользование территорией затрудненно по адекватным причинам, которые не зависят от собственника, он может обратиться в суд и обязать государство выплатить ему стоимость части участка и забрать ее в собственность.

В случае, когда хозяин обращается в судебные органы и выигрывает процесс государство не только выкупает участок, но и компенсирует все подтвержденные затраты, которые понес хозяин в связи с ограничением прав на пользования землей и использования ее сторонними лицами в своих целях.

🔻Особенности межевания участков при публичном сервитуте

Перед тем как ограничение вступит в законную силу, государство должно внести изменения в кадастровый план земельного участка и указать межеванную территорию.

Для того что бы установить и принять публичный сервитут на земельный участок необходимо:

  • дождаться официального постановления на учет сервитута и только после этого ставить вопрос о межевании;
  • в случаях, когда земельный участок находится в собственности, но не имеет полноценной регистрации, для установления сервитута участок изначально регистрируется;
  • публичные сервитуты могут быть зарегистрированы только после согласия собственника участка, либо поставлен в известность, но дал отказ. В случаях, когда собственник не согласен с межеванием, он имеет право обратиться в суд. Если обращения не было, то считается, что собственник согласен.

Все спорные вопросы необходимо решать через суд.

🔻Защита прав собственника при публичном сервитуте

Не все собственники согласны делить свой земельный участок с государством и общественностью. Если хозяин земли считает, что созданный сервитут нарушает его права и ухудшает условия жизни, то он может обратиться в суд.

В соответствии с законами России, рассмотрение вопросов, связанных с публичным сервитутом находится в компетенции только арбитражного суда.

В арбитражный суд необходимо обратиться с исковым заявлением, в котором указать какие права и почему нарушает обременение и, в просительной части, попросить признать государственный сервитут недействительным.

В судебном процессе основное бремя доказывания ложится на государство или представителя муниципалитета. В судебном заседании им необходимо доказать, что обременение установлено как единственный способ реализации прав и свобод граждан.

🔥Специфика установления публичного сервитута

publichnyj servitut 4

Земельное право

Девушка сидит на садовых качелях, летняя погода

Публичный сервитут представляет собой тип обременения земельного надела. Основным нюансом является то, что решение о процедуре принимают на государственном уровне. Однако отчуждать землю в выгоду государства запрещено.

Содержание

🔻Терминология и аспекты публичной формы

Сервитут публичный — это передача иному лицу на добровольной основе ряд прав на землю, находящейся в распоряжении другого лица. Публичный тип является разновидностью сервитута, налагаемого на ЗУ. Специфика такого вида ограничения заключается в принятии соответствующего решения органами власти на государственном уровне. Соответственно, публичный вид обременения обладает комплексом свойств:

  1. Право субъективного характера.
  2. Метод ограничения.
  3. Оформление в двух видах – временное и без срока.

Помимо этого, такая форма обременения носит дополнительные показатели и регулируется рядом статей Гражданского и Земельного кодексов.

🔻Отличия сервитута в публичной и частной форме

На основании Земельного кодекса России, в частности, статьи №23, ограничения подразделяются на два вида:

К частному сервитуту относится право собственника одного земельного участка требовать от владельца соседнего предоставить права обременительного характера в использовании другого надела. Сервитут в форме публичного проводится в рамках интереса общественности и власти на государственном уровне.

Принципиальные отличия сервитутов представлены в таблице №1:

● в качестве района для кошения силоса;

● обустройство охотничьих или рыболовных угодий;

● возведение элементов электроснабжения;

Деревянный дачный домик

В частных случаях публичный тип обременения может восприниматься как общественный. Логично предположить, что такое мнение основано на том, что слушанья проводятся публично. Тем не менее эти ассоциации, с юридической точки зрения, некорректны.

Установление такого типа обременения проводится в отношении ограниченного количества собственников.

Как правило, этот порядок применяется в садовых товариществах либо кооперативе. При этом является подвидом частного обременения, существенно отличающегося от публичной формы в области правового регулирования Законодательства Российской Федерации.

Общественный сервитут может возникать при заключении соглашения сторонами через регистрацию в Росреестре. При этом допускается требование денежного вознаграждения.

Сервитут публичного характера формируется на основании правового акта и идет в пользу городского населения либо другого пункта. К таким относятся виды отчуждения правообладания совместно с участием квалифицированных специалистов и экспертов. Во время слушаний допускается присутствие владельца и выступление в защиту личных интересов, касающихся имущества, в т. ч. другим лицам, заинтересованным в конкретном деле.

🔻Перечень объектов, относящихся к публичным обременениям в пределах городов

Определенные типы пользования территорий с проживающим гражданским населением или занимаемой организациями для нужд общественности могут не облагаться ограничением. Перечень следующий:

  • инженерные объекты;
  • электроснабжение;
  • столбы для электропередачи;
  • подвод газа к наделам земли;
  • водопровод, проведенный к жилым сооружениям;
  • коммуникации канализации.

Такие элементы являются ограничениями для пользования земли. К примеру, под линиями электроснабжения не разрешено капстроительство, заниматься без специального разрешения выращиванием или вырубкой деревьев. Подземные коммуникации не позволяют проводить работы по несанкционированному углублению.

Таким образом, позволяется использовать собственный участок в полном объеме, но учитывать ряд запрещенных мер к конкретным типам работ. Но такие ограничения не считаются обременениями в публичной форме.

🔻Основания для возникновения

Чтобы узаконить публичное ограничение в качестве использования гражданским населением, следует иметь основания:

  1. Соглашение, подписанное всеми сторонами – владельцем участка и иным лицом либо группой.
  2. Судебное решение, выписанное в ситуации когда обременение публичной формы неизбежно, а его установление очевидно, но хозяин ЗУ не уступает право на собственность.
  3. Наличие завещательного документа.

Когда будет оформляться договор, допускается, что одной из сторон выступает:

  • один гражданин либо группа лиц;
  • физическое лицо или организация;
  • государство либо местный административный орган.

Невзирая ни на что, соглашение должно оформляться в рамках действующего закона, оно должно составляться на бумаге и визироваться сторонами. Затем договор регистрируется, проводится межевание участка, чтобы в последующем не путаться с границами. Дополнительно проводится оценка имущества, включенная в обременение публичного вида.

🔻Алгоритм установления публичного сервитута на участок земли

Последовательность установления публичной формы сервитута заключается в прохождении утвержденных законом этапов. В первую очередь подается заявление, составленное согласно требованиям. Затем инициируется процедура физ. лицом, а также организацией, муниципалитетом либо государством.

ГК России определяет сервитут как объект права с ограничением, наложенным на землю в срочном виде или без срока. При этом наложение такого вида обременения на участок не должно идти вразрез с интересами собственника. Хозяин ЗУ имеет право обратиться в соответствующие органы с заявкой об отчуждении с причитающейся компенсацией.

Однако тогда, когда реализация ограничения влечет правонарушение, органы возмещают потери за дискомфорт либо выделяют аналогичный по ценности и объему иной земельный участок.

Осуществляться ограничение будет через написание заявления. В тексте следует указать:

  1. Название участка (объекта).
  2. Фактическое расположение.
  3. Цель, на основании которой будет устанавливаться сервитут.
  4. Информация о сторонах процедуры.

Перед обращением в администрацию заявитель обязан предоставить собственнику предложение о предстоящем соглашении. При его составлении документ прикладывается к заявлению. При отсутствии административный орган оповещается в письменном формате.

Если инициатором выступает орган государственного самоуправления, то обращение происходит также в административное подразделение. В ситуации, когда заявитель иной субъект, прошение подается в местный орган по землеустройству. Обусловлено это тем, что обременение – это ограничение надела земли и прав владельца, поэтому составляется нормативно-правовой акт.

Далее порядок установления публичного сервитута проходит следующие этапы.

🔹Публикация решения

После подачи заявления на рассмотрение отводится определенный период, зависящий от субъекта и региона проведения процедуры. Каждый район составляет собственные акты, подверженные требованиями и правилами прохождения процедуры. Исключением являются пункты с федеральным назначением.

На основании этого заявление рассматривается в рамках заседания, результатом которого является решение. Примечательно, что законодатель не установил регламент таких собраний. Ввиду этого они приравнены к гражданской форме заседаний. Проведенное слушание протоколируется с указанием повестки дня, вынесенным решением и количеством участников.

При этом в земельном праве не прописано обязательное собрание. Однако на таких заседаниях согласование проводится легче и страхует от возникновения конфликтных ситуаций.

Установление формы публичного обременения подкрепляется договором или нормативным актом с указанием сведений об имуществе:

  • номер из кадастрового паспорта;
  • адрес расположения;
  • площадь и т. п.

В действие обременение вступает после государственной регистрации, которая обуславливает сбор такой документации, как:

  1. Заявка на госрегистрацию ограничения.
  2. Чек об оплате пошлины.
  3. Нормативный акт либо соглашение.
  4. Документы от заявителя, удостоверяющие личность.
  5. План участка.

🔹Процедура межевания

В силу того, что обременение публичного вида является типом ограничения, оно прописывается в кадастровом плане. Для отражения полученной информации проводится процедура межевания территории. Иными словами, фиксируется территория, находящаяся под сервитутом.

Если земля уже получила регистрацию и числится на учете, то выжидают получение нормативного акта от органов о наложении обременения. Лишь затем проводится процедура межевания. При отсутствии регистрации надела проводятся двойные мероприятия – межевание при регистрации ЗУ, а затем та же процедура, но уже в рамках установленного ограничения.

Провести эти работы одновременно теоретически возможно, т. к. проект не будет носить статус основного или правообразующего. Обусловлено это тем, что он создается на основании требований либо устанавливается уже на имеющийся участок. Однако здесь в плане межевания земли должны отражаться публично-правовые формы сервитута, т. е. документация. С другой стороны, градостроительное право не накладывает запрет на одновременную процедуру.

Но юристы рекомендуют не усложнять процесс, а провести работы поэтапно.

🔹Заключение договора

Процесс по фиксированию публичного обременения на надел завершается заключением договорных отношений в письменном формате. Так, договор составляется согласно действующим нормам и в обязательном формате отражает такие пункты, как:

  1. Предмет наложения обременения. Иными словами, какая собственность подлежит сервитуту публичного типа.
  2. Список лиц, выступающих по обе стороны соглашения, т. е. заявитель сервитута и тот, в правах собственности которого находится недвижимость.
  3. Точные и подробные характеристики земельного надела – границы участка, план расположения, адрес нахождения, общая площадь, расположенные объекты, в т. ч. растительные насаждения. А также цена объекта и сведения из кадастрового паспорта.
  4. Предназначение земли целевого характера, а также условия использования участка с указанием вида ограничения и времени.
  5. Указание на период установления обременения – срочное (до какого времени) или бессрочное.
  6. При наличии условий по преждевременному расторжению договора они обязательно прописываются в документе.

После того как документ составлен и подписан сторонами, договор визируется у нотариуса и проходит обязательную государственную регистрацию в Росреестре. Эти этапы регламентированы действующим Законодательством России. В иной ситуации последствия для сторон будут означать незаконность проведения сделки.

Особое значение отдается кадастрового плану земельного участка, т. к. при его утрате или порчи, следует восстановить в кратчайшие сроки.

🔻Стоимость обременения на земельный участок в публичной форме

На основании того, что сервитут этой формы является отчуждением на участок земли, у владельца есть право установки стоимости за такую процедуру. Основанием служат предположительные финансовые потери или введение обременения.

Этот пункт юристы рекомендуют прописать в соглашении и тщательно рассмотреть, т. к. на первый взгляд, может казаться, что убытки не возникнут. На практике часто ситуация иная. Ввиду этого, владелец надела может оформить договор и включить в цену охранные мероприятия, поддержку земли в соответствующем виде.

Это актуально, если обременение расположено в городской черте, и цель его отчуждения – возведение автомобильной дороги для проезда общественного транспорта.

В том случае, если после утверждения ограничения выявлено, что указанная стоимость не соответствует реальным затратам, допускается ссылка на Земельный кодекс России. Положения позволяют вносить изменения в соглашения и оформлять дополнения.

Вескими аргументами для формирования дополнительного приложения к договору выступают:

  1. Изменение деятельности в отношении землепользования и природопользования.
  2. Права собственника ограничились или расширились.
  3. Внесены изменения в законодательную базу, если одной из сторон выступает государственный орган.
  4. Обе стороны пришли к мнению о пересмотре договора и внесения коррекции.
  5. Наличие решения судебных органов исполнительной власти.

Земля, сельское хозяйство

🔻Как регулируются публичные обременения

Частная форма сервитутов регламентируется ГК РФ, в частности, статьей 274. Публичный вид обременения регулируется ЗК Российской Федерации ст. №23, включающей терминологию ограничения, типы и формы обременения, устанавливаемые в отношении надела, а также особенности процедуры.

Специфика публичного типа заключается в определении общественного интереса, а не отдельного владельца земли, соседствующего с облагаемым сервитутом надела. Понятие введено в ЗК России, а именно ст.№23, действующей с 30 октября 01 года.

Сервитут публичного вида в обязательном порядке регистрируется на государственном уровне в ЕГРН на основании ФЗ №218 (статья №52) и ЗК России (статья №23 пункт 9).

В соответствии с этой статьёй сервитут публичного типа на ЗУ утверждается согласно действующим российским законам либо другими нормативными актами, выданными государством или муниципалитетом. Это возможно, если необходимость отчуждения будет возникать для обеспечения государственных, административных интересов, а также населения.

🔥Какие документы нужны для оформления договора сервитута земельного участка

🔻Порядок установления сервитута. С чего начать оформление, какие нужны документы и основания для заключения сервитута на земельный участок?


Он привязан к конкретному участку и переходит к новому владельцу в случае его продажи. С 2015 года сервитут может устанавливаться не только в пользу собственника, но и арендатора, пользователя участком на правах бессрочного или пожизненного наследуемого владения. Собственник соседнего участка может попросить об установке сервитута в следующих случаях:

  1. для проведения системы водоснабжения, ЛЭП, канализации;
  2. для провоза стройматериалов на участок;
  3. в других ситуациях, когда без использования участка невозможно решить поставленные задачи.
  4. для обеспечения прохода по чужому участку;
  5. для решения задач животноводства;
  6. для проезда транспорта;

Часто соседу требуется земельный участок на время проведения ремонтных работ, например, для складирования строительных материалов.

В таком случае нередко стороны договариваются на словах без заключения договора.

🔻Соглашение о сервитуте части земельного участка образец

ПОРЯДОК ОГРАНИЧЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Основания для установления сервитута Говоря об основаниях установления обременения, следует исходить из двух правовых факторов, которые выступают и рассматриваются в качестве юридического прецедента для установления сервитута, оформленного добровольно:

  1. свободное волеизъявление сторон;
  2. условия, которыми владеет одна сторона и в которых нуждается вторая.

Кроме этого требуется официальное гражданско-правовое действие, создающее юридическую основу для правомерного обременения.

Сервитут устанавливается на основании утверждения добровольных договорённостей сторон в административном порядке.

🔻Порядок установления и регистрации сервитута на земельный участок

устанавливается нормами закона и не зависят от волеизъявления землевладельца.

В противном случае лицо, претендующее на его возникновение, может ходатайствовать о разрешении обременения в судебном порядке.

Оформление публичного сервитута связано с решением государственных или общественных задач. Определение сервитута происходит только по итогам общественных заседаний. После оформления публичного сервитута он подлежит госрегистрации.

Основное различие между публичным и частным обременением кроется в определении их на законодательном уровне.

Согласно нормам гражданского законодательства сервитут выступает вещным правом, а нормы земельного права объясняют его как обременение права собственности. Поэтому частный сервитут оформляется в порядке добровольного соглашения между двумя сторонами.

Землевладелец предоставляет право пользования своим участком заинтересованному лицу, которое обязано эксплуатировать его в целях и на условиях, определенных соглашением. Если отпали основания, стороны могут прекратить данные правоотношения.

🔻Земельныйэксперт

При этом требуется согласие собственника Постановка на регистрационный учет является одним из обязательных требований к соглашению о назначении сервитута.

Данное действие является финальным этапом оформления обременения.

Для того чтобы осуществить регистрацию могут потребоваться следующие бумаги: заявление на установление сервитута на земельный участок – подается собственником земли или заинтересованным лицом.

В случае регистрации публичного сервитута – органом местного самоуправления; квитанция об оплате госпошлины за регистрацию обременения, для граждан – 1 500 рублей, а для организаций – 6 000 рублей; документы, удостоверяющие личность заявителя; учредительные документы организации и доверенность на имя законного представителя, если интересы компании представляет не руководитель; копия постановления об установлении сервитута на земельный участок;

🔹Государственная регистрация земельного сервитута: необходимые документы и нюансы процедуры

В этом случае для имущества действует принцип следования, когда вместе с недвижимостью к наследнику переходят права на нее, а также все наложенные обременения.

Во всех остальных случаях регистрация такого права пользования землей должна происходить. Именно по этой причине, а также из-за особенностей сервитута как вещного права, необходимо уделить особое внимание всей процедура регистрации, а также необходимым для получения соответствующего свидетельства, документам.Вся процедура состоит из четырех частей, каждая из которых оказывает существенное влияние на последующий этап:

Процедура такой регистрации занимает достаточно продолжительный срок и состоит из четырех этапов.Как уже говорилось выше, процедура регистрации сервитута носит обязательный характер и должна осуществляться также, как и регистрация других прав владения и использования недвижимости.

🔻Каков порядок оформления сервитута земельного участка


В этой ситуации разумным выходом может быть разрешение соседа на временной основе воспользоваться небольшой частью его территории.

В перечисленных ситуациях возникли ситуации, когда необходимо воспользоваться сервитутом. Конечно, иногда можно просто попросить соседа, но это может быть сделано далеко не всегда. Это юридическое понятие позволяет урегулировать подобные ситуации.

Когда подписывается такой договор, говорят об обременении земельного участка.

При этом владелец собственности получает определённые ограничения при владении своей собственностью.

Некоторая часть этого права передаётся другому лицу в соответствии с подписанным договором.

Различают частный и публичный сервитут.

В первом случае соглашение подписывается с одним или несколькими частными лицами в их интересах. Во втором случае имеет место совсем другая ситуация.

Здесь речь идёт о распоряжении государственной или муниципальной власти.

🔻Установление сервитута на земельный участок по соглашению: правила и нормы

Владелец земельного участка может потребовать дополнительную плату за то, что другая сторона использует эту землю. Такой сервитут тоже даёт право требовать выплат от муниципалитета, либо государства.

Но, только если обременение связано с затруднениями для хозяина в эксплуатации.

Земельное законодательство регулирует порядок, в котором устанавливается публичный сервитут и условия. Что такое земельный сервитут, смотрите в этом видео: Есть несколько ситуаций, когда использование данного понятия вообще становится возможным: На некоторое время, когда требуется провести исследовательские, изыскательные или проектные работы. Для разведения рыбы и рыболовства, охоты.

При сенокошении и выпасе скота, перемещении его к местам кормления.

🔹Сервитут на земельный участок: законодательное регулирование и порядок установления

Кроме того, в статьях данного Кодекса происходит установление основных параметров, по которым должно происходить формирование такого обременения.

Если необходимо организовать дренажные работы. Когда устанавливаются межевые, геодезические знаки. Если сооружаются подземные коммуникации, инженерные сети и объекты электрификации.

🔻Оформление сервитута

юрист Шеверева Юлия Владимировна, г. Владивосток Скорее всего Вы имеет в виду частный сервитут, который предоставляется на платной основе.

Ст. 27 ФЗ № 122-ФЗ — Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав. С заявлением о государственной регистрации сервитута, установленного в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, также вправе обратиться лицо, которому земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения либо безвозмездного пользования или аренды на срок более чем один год.

🔻Что такое сервитут на земельный участок

Основное различие между сделками заключается в вынужденном характере сервитута. Возможность арендовать участок не означает приобретения права на сервитут. Статьи 39.25 и 39.26 ЗК РФ регламентируют содержимое и порядок оформления документа.

Как налагается публичный сервитут Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора. Выделяют следующие различия между видами:

  • Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
  • Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.
  • Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.

Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц.

🔻Договор сервитута земельного участка: скачать

Для примера, недопустимо установление в отношении участка частного обременения через нормативный акт государственного органа. Если данная обязательная форма не соблюдена, в судебном процессе заключенный договор признается недействительным.

Ко всему прочему, законодательством не предусматривается одностороннее оформление сервитута (к примеру, через составление завещания). Необходимо помнить, что определенное договором обременение должно устанавливаться обязательно с наименьшими затруднениями для стороны, за которой закреплено субъективное право.

🔥Что такое соглашение о сервитуте земельного участка

В 2020 году процедура сервитута в полной мере регламентируется нормами действующего законодательства. Данное мероприятие представляет собой специальное обременение объектов недвижимого имущества, с учетом условий, если оно помогает полноценному функционированию имущества, расположенного рядом.

Сервитут может помогать и государству, если оно проявляет заинтересованность в защите интересов граждан. Стоит отметить, что, как и прочие обременения, рассматриваемый процесс должен быть зафиксирован в официальном порядке.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Соглашение об установлении сервитута земельного участка имеет определенные особенности. Для их понимания нужно обязательно ознакомиться с существующими условиями, с законодательными формальностями, с действующим юридическим статусом, с содержанием документа, с деталями проведения процедуры, с порядком оплаты, а также с прочими нюансами оформления.

🔻Общие вопросы

🔹Основания и причины принятия

В качестве ключевого основания для проведения сервитута может выступать только договор. Для данного документа обязательна последующая регистрация в уполномоченной государственной структуре. Важно помнить о том, что публичные сервитуты получают юридическую силу только после вступления в силу соответствующего нормативного акта.

Такая функция выполняется законодательством на федеральном или региональном уровне.

В качестве основания для установления формата ограниченного пользования может выступать и постановление компетентных судебных инстанций. Это может случиться, например, тогда, когда действующий собственник участка земли отказывается подписывать соглашение.

Условия для сервитута устанавливаются нормами федерального законодательства, на основании которых только владелец территориального надела может заключать договор, напрямую связанный с обременением. Однако совершать подобные процедуры могут и обычные граждане, если они обладают участком на правах бессрочного пользования или владения на пожизненной основе.

Стоит отметить, что даже в случае действия сервитута собственность может быть на законных основаниях передана в пользу других граждан, но с условием сохранения обременения. Каждый конкретный собственник имеет основания для истребования соразмерной платы за пользование своего земельного надела. Для определения фактической стоимости можно привлечь к процессу независимую экспертную комиссию.

🔹Виды и стороны документа

В соответствии с нормами статьи 23 действующего Земельного Кодекса РФ, определяется две формы сервитута: частная и публичная. Первый вид ограниченного использования устанавливается собственниками земель по отношению к территориальным наделам, частным строениям и лесам. Ограничения накладываются исключительно по результатам взаимного решения сторон.

Что касается публичного сервитута, то в данном случае обременение накладывается с целью удовлетворения потребностей определенной группы населения. В качестве сторон договора могут выступать непосредственные владельцы земель, а также органы государственной власти или муниципалитета (полномочия осуществляет администрация города или района).

Соответствующий контракт всегда оформляется между субъектами, имеющими в собственности недвижимость. Важно отметить факт того, что правила оформления документа в полной мере не регулируются действующим законодательством, а все необходимые сведения оговариваются в Гражданском Кодексе РФ. Арендаторы не могут выступать в качестве определяющей стороны в рамках рассматриваемой сделки.

🔹Существенные условия

Следует в обязательном порядке выделить следующие существенные условия для оформления соглашения о сервитуте:

  • заполнение в документе кадастровой кодификации;
  • обозначение номера участка земли, ля которого планируется наложение обременения;
  • указание сведений о всех сторонах сделки;
  • определение ключевых целей процедуры;
  • определение временных рамок действия сервитута.

Стоит отметить, что при установлении возмездного характера соглашения нужно указывать размер выплат по компенсации. Также определяются права и обязанности заинтересованных сторон.

Договор сервитута земельного участка

Договор сервитута земельного участка

🔻Законодательные формальности

🔹Юридический статус

Фактический владелец обязан использовать часть территориального надела в соответствии с определенными целями. В случае возникновения ущерба по отношению к фактическому собственнику земли, он должен быть возмещен в том порядке, который был ранее установлен специальным соглашением или положениями Гражданского Кодекса РФ. В рамках сервитута участвующие стороны обязуются поддерживать добрососедские отношения.

Ограничение на использование земли устанавливается на бессрочной основе. Прекращение рассматриваемого формата обременения допускается только по заявлению собственника участка земли или в соответствии с постановлением суда, если будет установлен факт использования земли не по целевому назначению.

Рекомендуется оформлять сервитут, используя специальный образец договора. Бланк позволяет в каждой конкретной ситуации координировать условия совершаемой сделки. Рассматриваемое соглашение в подавляющем большинстве случаев не ограничивается по времени.

Отменить обременение можно на законных основаниях, если:

  • на руках у заинтересованной стороны есть решение судебных инстанций;
  • между сторонами сделки был заключен дополнительный договор;
  • обременение не использовалось в течение трех лет.

🔹Права и обязанности

Владелец земельного участка может находится на том территориальном наделе, по отношению к которому был определен сервитут. Также хозяин имеет законное право для предъявления требования пользователю соседнего участка о своевременном внесении платы, если это предусматривается заключенным соглашением.

Пользователь земли может обратиться в компетентный суд с прошением об отмене обременения. Это становится возможным, если владелец привилегии использует участок не по целевому назначению. Существует также и определяющая обязанность, в соответствии с которой собственник должен передать часть своей земли тому лицу, в пользу которого было определено обременение.

Межевание земельного участка в 2020 году регулируется специальными постановлениями правительства.

Читайте тут, как оформить земельный участок под домом в собственность.

🔻Типовый и публичный образец

Типовой договор соглашения о сервитуте земельного участка обычно не применяется, в силу недостаточности законодательства. Именно поэтому зачастую используется публичный образец. Он должен в обязательном порядке содержать в себе информацию о предмете соглашения.

В этом разделе нужно указать цель сервитута. Например, это может быть прокладывание транспортной развязки для организации дорожного движения через участок собственника.

Кроме того, необходимо указать в договоре адрес фактического размещения территориального надела и установленные пределы. Границы сервитута указываются в действующем кадастровом плане территориального надела.

Далее происходит указание сроков действия заключаемого соглашения – можно указать факт бессрочности сделки. Рассматриваемый договор в каждом конкретном случае получает юридическую силу только после завершения государственной регистрации в едином реестре. Все расходы финансового характера берет на себя одна из сторон.

Помимо прочего, в договоре должны быть в обязательном порядке прописаны следующие параметры:

  • условия использования определенного территориального надела;
  • порядок проведения процедуры сервитута
  • права и обязанности участвующих в процессе сторон.

Собственник земли обязуется передать в руки будущего пользователя оговоренную часть участка. Также он должен способствовать проведению государственной регистрационной процедуры с учетом предоставления правоустанавливающей документации в компетентные органы. Каждый собственник может прекратить сервитут в тех случаях, если основания для его проведения будут неактуальными.

Все пользователи обязуются по условиям заключаемого договора использовать каждый линейный объект недвижимости для обозначенных целей, соблюдая определенные границы территории.

Сумма финансовой компенсации, которая выплачивается пользователем земли в пользу непосредственного собственника, указывается в документе прописью в рублях. Размер компенсационных выплат может быть на законных основаниях пересмотрен, если сумма понесенных убытком изменяется.

В завершающей части договора четко прописываются следующее:

  • порядок рассмотрения спорных ситуаций;
  • порядок судебного вмешательства в случае невозможности решения проблемы мирным путем;
  • основные непредвиденные обстоятельства и прочее.

Стоит отметить, что образец договора находится в свободном доступе и его можно скачать совершенно бесплатно.

🔻Содержание соглашения о сервитуте земельного участка

Важно помнить о том, что типовая форма рассматриваемого контракта не предусматривается.

В документе в обязательном порядке отражаются следующие пункты:

  • предмет соглашения;
  • кадастровый номер и адрес размещения;
  • полная характеристика территориального надела, включая информацию о площади, категории и целевом назначении;
  • цель проведения сервитута;
  • обязанности и права участвующих в процессе сторон;
  • ответственность;
  • срок действия соглашения;
  • реквизиты банковских счетов участвующих сторон;
  • подписи.

Соглашение о земельном сервитуте в каждом конкретном случае регистрируется в территориальном отделении единого кадастрового реестра.

Заинтересованные стороны подают заявление, к которому обычно прикладываются следующие бумаги:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • свидетельство об оплате государственной пошлины в полном размере;
  • кадастровый план территориального надела.

🔻Детали процедуры

🔹Порядок регистрации

Установленный порядок установления обременения на земельный участок в рамках сервитута предусматривает также этап государственной регистрации заключенного соглашения.

Данная процедура проводится с учетом следующего алгоритма действий:

  1. Подписание заинтересованными сторонами соглашения о частном сервитуте и его передача в руки представителей компетентного органа.
  2. Подача заявления в территориальное отделение государственного реестра – нужно дополнительно приложить сопроводительные документы.
  3. Проверка предоставленной заявки сотрудниками ведомства.
  4. Постановка документа на регистрационный учет в течение 30 дней.
  5. Получение заявителем соглашения с проставленной отметкой о сервитуте.

Важно помнить о факте того, что при оформлении договора на срок менее трех лет, регистрация акта не предусматривается законодательством.

🔹Оплата и прочие нюансы оформления

Соглашение о сервитуте предоставляет заинтересованной стороне право на условную эксплуатацию земли. В соответствии с нормами гражданского законодательства этот процесс может быть как платным, так и безвозмездным. Плата за публичный сервитут обычно взимается, когда собственник несет убытки, например, при необходимости сноса объекта строительства.

Размер выплат определяется в качестве выгоды, которую мог бы получить владелец территориального надела, если бы он не был обременен. Сумма выплат может изменяться в течение всего срока действия документа в силу изменения прав собственности, норм постановления суда или из-за заключения сторонами нового соглашения.

🔹Сроки и момент прекращения

В подавляющем большинстве случаев рассматриваемое обременение устанавливается на бессрочной основе. Иногда сроки могут оговариваться заинтересованными участниками сделки.

Стоит отметить, что в некоторых случаях сервитут может быть прекращен досрочно, например, в случае разрушения или исчезновения определенного имущественного объекта.

🔻Возможные трудности

Сервитут одновременно регулируется сразу несколькими нормативными актами, что приводит к возникновению затруднений при заключении договора. Статья 274 Гражданского Кодекса России устанавливает, что сервитут выступает в качестве вещного права, в силу чего сервитуарий может без проблем пользоваться имуществом.

Одна из сторон может отказаться от заключения соглашения, после чего обременение определяется исключительно в судебном порядке.

Образец извещения о проведении межевания земельного участка подается всем гражданам, границы участков которых расположены возле необходимого надела.

Какие нюансы судебной практики по перераспределению земельных участков нужно знать — смотрите далее.

Смотрите также, возможно ли предоставление земельных участков без проведения торгов.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Оцените статью
Добавить комментарий