Понятие и признаки самовольной постройки что является, порядок признания, виды

🔥Понятие и признаки самовольной постройки: что является, порядок признания, виды

1.1. Понятие самовольной постройки

Базовое понятие самовольной постройки содержится в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, согласно которому "самовольной постройкой признается здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки".
Указанное определение внесено в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", изменившим ранее существовавшее понятие, которое определяло самовольную постройку как здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Примечание.
Наряду с внесенными изменениями в статью 222 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" также внесены следующие важные изменения:
в часть 2 статьи 154 ГПК РФ, согласно которой устанавливается месячный срок для рассмотрения дел о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, об оспаривании решений государственных органов или органов местного самоуправления о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, оспаривании решений органов государственной власти или органов местного самоуправления о прекращении вещных прав на земельные участки (права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования) в связи с неисполнением обязанностей по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с указанными параметрами и требованиями;
статью 212 ГПК РФ, согласно которой по делу о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, суд по просьбе истца может обратить решение к немедленному исполнению, если самовольная постройка существенно угрожает жизни и здоровью граждан и замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для неопределенного круга лиц;
часть 4 статьи 392 ГПК РФ, согласно которой к новым обстоятельствам для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений также относится установление или изменение федеральным законом оснований для признания здания, сооружения или другого строения самовольной постройкой, послуживших основанием для принятия судебного акта о сносе самовольной постройки;
пункт 14.4 статьи 1 ГрК РФ, согласно которому под сносом объекта капитального строительства понимается ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.

Понятие самовольной постройки, данное в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, не является единственным. Так, статьи 24 — 25 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" определяют ее как строительство или изменение архитектурного объекта (здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта) без разрешения на строительство, а согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37, самовольной постройкой признаются осуществленные без соответствующего разрешения: реконструкция жилых домов (частей домов); переоборудование правомерно возведенных нежилых зданий в жилые и наоборот; возведение нового здания при наличии разрешения на капитальный ремонт старого; возведение дополнительных зданий.
Таким образом, самовольная постройка представляет собой имущество, подпадающее под признаки объекта недвижимости, но создание которого обусловлено нарушением установленных норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, а также градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство (Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 N 1873-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Желябовского Николая Ивановича, Миненко Дениса Евгеньевича и других на нарушение их конституционных прав положениями статьи 222 Гражданского кодекса РФ").
Необходимо отметить, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой: продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается (пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса РФ).
В своих определениях Конституционный Суд РФ неоднократно также указывал на то, что закрепленные в статьях 35 и 40 Конституции РФ гарантии права собственности и права на жилище предоставляются лишь в отношении того имущества, которое принадлежит соответствующему субъекту на законных основаниях, самовольное же строительство представляет собой правонарушение, а обязанность по сносу самовольной постройки — санкция за такое правонарушение, как это предусмотрено статьей 222 Гражданского кодекса РФ. При этом положения статьи 222 Гражданского кодекса РФ, закрепляющие признаки самовольной постройки, т.е. постройки, совершенной с нарушением установленных законодательных норм, и последствия такой постройки, направлены на защиту прав граждан, а также на обеспечение баланса публичных и частных интересов и тем самым на реализацию требований статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2018 N 1174-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Аминевой Надежды Николаевны, Васильевой Натальи Викторовны и других на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 222 Гражданского кодекса РФ"; Определение Конституционного Суда РФ от 23.11.2017 N 2564-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Байкина Анатолия Тимофеевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ и частью четвертой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ").

🔥Признаки самовольной постройки

Из этого легального определения самовольной постройки следует, что для ее признания достаточно наличия хотя бы одного из трех возможных видов нарушений:
— строительство на земельном участке, не предназначенном для строительства;
— несоблюдение процедуры строительства;
— существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил.

Содержание

Введение 2
1. Понятие самовольной постройки 6
1.1 Объект самовольной постройки 6
1.2 Субъект отношений, регулируемых статьей 222 ГК РФ 13
2. Признаки самовольной постройки 15
2.1 Непредоставление земельного участка в установленном законом порядке 16
2.2 Отсутствие необходимых разрешений на постройку 19
2.3 Существенное нарушение градостроительных и строительных норм 24
Заключение 29
Литература 32

Вложенные файлы: 1 файл

🔻Курсовая Самопостройка.doc

На наш взгляд, первая позиция суда отражает основные начала гражданских правоотношений в большей мере, является верной. Тем более, арендатор, на законных основаниях владея земельным участком, имеет право предъявлять иск о сносе самовольной постройки. По делу А51-2405/03-23-49 Приморским краевым судом данные требования были удовлетворены. Закон в отношении арендаторов каких-либо ограничений не устанавливает.

Поэтому, нецелесообразно наделять арендатора различными полномочиями в правоотношениях, связанных с самовольным строительством.

Выделение и последующее использование земельных участков должно носить строго целевой характер. Если земельный участок был отведен под благоустройство без права возведения на нем каких-либо капитальных строений или для сельскохозяйственного производства, то созданная на нем постройка будет считаться самовольной. Таковой же будет считаться и постройка административного здания на земельном участке, выделенном под строительство другого недвижимого объекта — жилого дома.

Так, обществу с ограниченной ответственностью "Дискус" постановлением главы администрации от 19.04.1993 № 339 был предоставлен земельный участок во временное пользование для эксплуатации овощного магазина, а не для строительства, тем более, позже данное постановление было отменено. По этому основанию объект незавершенного строительства был признан самовольной постройкой, и истцу было отказано в признании права собственности на него.

Интересно и другое дело, в ходе которого суд признал отсутствие признака самовольности. Предпринимателем был построен рынок на земельном участке, выделенном для этого администрацией района. Статус земельного участка не был определен (право собственности, бессрочное пользование, иное право).

Ссылку второй стороны, что данный земельный участок подлежит застройке в соответствии с генеральным планом развития города, суд признал не существенной в рассматриваемом споре, считая, что вопрос изъятия земель для государственных нужд может и должен решаться самостоятельно.

Если в установленном порядке участок земли был отведен для соответствующего строительства, данное требование ГК является выполненным. Последующая отмена или изменение выданного решения об отводе земельного участка не превращает жилой дом, другое строение или сооружение в самовольную постройку.

Долгое время в нашей стране отсутствовало законодательство, регулирующее права на землю. В итоге, огромное количество капитальных построек существует без надлежаще оформленных на них прав на землю владельцев построек, что вызывает ряд проблем и на сегодняшний день при определении собственника земельного участка или находящегося на нем объекта.

Таким образом, лицо, не желающее стать субъектом регулируемых ст. 222 ГК РФ отношений, должно быть собственником земельного участка, либо владеть им на законных основаниях, а собственник земли (гражданин, юридическое лицо, орган местного самоуправления или государства) не должен возражать против застройки этого участка.

2.2 Отсутствие необходимых разрешений на постройку

Постройка является самовольной, если она создана без получения на это "необходимых разрешений". Данное требование ст. 222 ГК сформулировано неконкретно, расплывчато.

В ГК РФ не имеется ни каких указаний на уполномоченных лиц, выдающих разрешения, на содержание таких разрешений, на правовые акты, предусматривающие выдачу разрешений. Ответ можно получить из анализа норм в области земельных и строительных правоотношений.

Изначально "необходимость" данных разрешений вытекает из правомочий собственника и защиты его вещного права. Необходимым является разрешение лица, имеющего право собственности на земельный участок. Поскольку в ином случае собственник имеет право истребовать соответствующую часть своего участка из чужого незаконного владения (ст.

301 ГК). Согласно пункту 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может разрешать строительство на своем участке другим лицам.

Какие еще разрешения следует считать "необходимыми", ГК РФ не устанавливает. То есть, данный вопрос остается открытым.

Ответ на этот вопрос дают законы и подзаконные нормативные акты: Закон об архитектурной деятельности, Градостроительный кодекс РФ. В Приморском крае действует Градостроительный устав № 130-КЗ.

Первым необходимым разрешением, как уже говорилось, является разрешение собственника земельного участка. Закон устанавливает, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка (п. 2 ст.

3 Закона об архитектурной деятельности). Такое разрешение должно быть выдано в письменной форме. Если собственником земли является гражданин, то его подпись на разрешении следует нотариально удостоверить.

Данное разрешение имеет большое значение при характеристике первого признака самовольности, вернее при доказывании наличия или отсутствия его у спорного объекта. Тем более, если согласие дает частный собственник — особое внимание надо обращать на назначение земли. Если ее назначение исключает строительство объекта недвижимости или ограничивает возможность строительства по виду объекта (например, жилой дом — можно, а автозаправочную станцию — нельзя), то согласие собственника все равно влечет самовольность постройки.

Следует отметить, что статья 109 ГК РФ 1964 года не упоминает о разрешении собственника земельного участка, об отведении земельного участка. Но это не говорит об отсутствии данного признака самовольности в советское время. Так как. разрешение на строительство (о нем законодатель упоминал) предполагало наличие соответствующего решения об отводе земельного участка, его плана по определению границы в натуре, иных правоустанавливающих документов на землю (п.7 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 19 марта 1975 г. № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в практике судов при примечании ст.109 ГК РСФСР о безвозмездном изъятии самовольно построенного дома").

Второе и самое главное разрешение — это разрешение на строительство. Оно представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Разрешение на строительство является единственным законным основанием для осуществления строительства.

Значимость данного разрешения определяется также иной формулировкой понятия самовольной постройки в законодательстве — строительства архитектурного объекта без разрешения на строительство (ст.24 Закона об архитектурной деятельности, ст.66 Градостроительного кодекса от 07.05.98 года № 73-ФЗ, недействующего в настоящее время).

Если фундамент объекта начали возводить до дачи разрешения на строительство, но в итоге, разрешение было получено, то данный факт не может являться причиной для признания строительства самовольным.

Возможность выдачи разрешения может зависеть от специфики строящегося объекта или земельного участка, например, Постановление Правительства РФ от 10.03.2000 № 221 "Об утверждении правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения" и Постановление горного и промышленного надзора РФ от 30.08.1999 № 64 "Об утверждении положения о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых" устанавливают данные особенности.

Закон предусматривает случаи, когда разрешение не требуется: если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного поселения и их отдельных объектов и не затрагивают надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций (п. 2 ст. 3 Закона об архитектурной деятельности, п.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ).

Так, не требуется разрешения на постройку — строительный вагончик на земельном участке для дачного хозяйства. Но государственный органы, злоупотребляя своими полномочиями, зачастую требуют наличие разрешения на строительство в случаях, не предусмотренных законом, что является неправомерным.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять перечень объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство. В Приморском крае разрешение на строительство не требуется в случае, если работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае возведения временных зданий, строений и сооружений на площадках, необходимых для организации строительных работ.

Если для строительства требуется разрешение на строительство, застройщик обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.

Под архитектурным проектом понимают архитектурную часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащую архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора.

Обязательным также является архитектурно-планировочное задание (ст. 51 Градостроительного кодекса). Под ним закон подразумевает комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные как законодательством Российской Федерации, так и законодательством ее субъектов.

Основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются документы, удостоверяющие право собственности заявителя на земельный участок, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке.

Обязательными являются заключения уполномоченных органов о соблюдении санитарных, противопожарных, экологических правил и норм, правил по охране памятников. Только при наличии данных документов выдаются вышеупомянутые разрешения.

Порядок согласования и получения большинства разрешений отличается в зависимости от субъекта Федерации и муниципального образования, на территории которых находится объект постройки.

Некоторые исследователи, раскрывая данный признак самовольности, говорят лишь о необходимости разрешения собственника или иного законного владельца земельного участка, не придавая значения другим необходимым разрешениям. Данный вывод вытекает из первоочередности и значимости вещного права, но он является не полным, поверхностным.

Если необходимые разрешения были получены, но затем одно из них или все они были отменены или изменены, это не превращает постройку в самовольную.

Подводя итог, можно сказать, что данный признак самовольности в ст. 222 ГК РФ сформулирован достаточно неопределенно. Конкретного перечня разрешений не имеется.

Тем более, постоянно изменяется законодательство на федеральном, региональном и местном уровнях власти. А специфика и особенности регулируемых отношений зависят от принимаемых государственными органами субъектов РФ или органами местного самоуправления решений.

Условия признания права собственности на самовольную постройку

Для того чтобы суд мог признать право собственности на самовольное строение, истцу необходимо подтвердить наличие ряда юридически значимых обстоятельств (по сути, их перечень содержится в ст.222 ГК РФ):

обстоятельства, характеризующие постройку, как объект недвижимого имущества;

обстоятельства, имеющие отношение к признанию постройки самовольной (обстоятельства отведения земельного участка для целей строительства спорного объекта, возведения постройки с разрешением на строительство, возведение постройки с существенным нарушением градостроительных норм и правил);

обстоятельства, свидетельствующие о принадлежности земельного участка на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, лицу, обратившемуся в суд;

обстоятельства, затрагивающие права и охраняемые законом интересы других лиц, создающие угрозу жизни и здоровью граждан возведенной постройкой.

До вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 №93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (далее — Закон № 93-ФЗ) право на обращение в суд за признанием права собственности на самовольную постройку было предоставлено и фактическому застройщику, и собственнику земельного участка, на котором возведена постройка. Вследствие поправок, внесенных Законом № 93-ФЗ, из п.3 ст.222 ГК РФ был исключен абзац 1, согласно которому право собственности на самовольную постройку могло быть признано только судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

🔥ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ПОСТРОЙКИ САМОВОЛЬНОЙ

🔻Что такое самовольное строительство: понятие, особенности, нормативная база

Самовольное строительство – это незаконное сооружение, возведенное:

  • без разрешения органов власти;
  • на непригодной территории;
  • с нарушением установленных правил;
  • без соблюдения технических норм, что создает угрозу жизни и здоровью других граждан.

Такие сооружения представляют собой объекты не только жилого фонда, но и коммерческой недвижимости. Например, признание дома самовольной постройкой означает, что он теряет статус пригодного для проживания.

Особенности самостроя:

  1. Запрещены все виды сделок (мена, дарение, купля-продажа и т.д.).
  2. Не является собственностью.
  3. Застройщик несет административную ответственность.
  4. Не признается объектом недвижимости.
  5. Не подлежит государственной регистрации.

На законодательном уровне нелегальные сооружения регулируются нормами гражданского, градостроительного и административного права.

🔻Какие постройки признаются самовольными

Самовольными признаются все виды построек, при возведении которых предварительный этап подготовки (получение разрешения на строительство, определение соответствия типа земельного участка сооружению) был полностью пропущен или перенесен на более поздний срок.

Условия признания постройки самовольной зависят от следующих факторов:

  1. Наличие сопроводительной документации (технический план) или готовность ее подготовить в ближайшее время.
  2. Местонахождение (на какой территории расположен объект: частной или государственной).
  3. Наличие факта нарушения прав и законных интересов третьих лиц.

🔻Правовые последствия самостроя и является ли самовольная постройка объектом гражданских прав.

Признание строения самовольной постройкой влечет наложение определенных санкций для лица, осуществившего возведение незаконно. В первую очередь такой объект подлежит сносу. Применяется и система штрафов:

  1. Для физических лиц: от 2 000 до 5000 рублей.
  2. Для юридических лиц от 500 тыс. до 1 млн. рублей.

В некоторых случаях недобросовестный строитель может легализовать сооружение. Для этого необходимо соблюдение следующих условий:

  • соответствие типа земельного участка возводимому зданию;
  • отсутствие нарушений при строительстве;
  • безопасность здания.

🔻Порядок признания постройки самовольной

Признать самострой незаконным может только уполномоченный орган. Как правило, это происходит после обращения в суд заинтересованных лиц.

🔹Административный порядок признания постройки самовольной

В административном порядке здание признается самостроем должностными лицами органов исполнительной власти. Они уполномочены осуществлять государственный строительный надзор и рассматривать дела данной категории нарушений.

Кроме этого, в административном порядке гораздо проще произвести признание самовольной постройки законной. При этом необходимо, чтобы:

  • сооружение было построено на подходящем участке;
  • объект не имел нарушений в конструкции;
  • для строительства не требовалось специальное разрешение.

🔹Судебный порядок признания постройки самовольной

Признать самострой самовольным прежде всего заинтересованы те граждане, права которых нарушены. В этом случае они обращаются в суд с требованием о сносе нелегальной постройки.

  1. Исковое заявление о признании самовольной постройки направляется в суд.
  2. Назначается заседание.
  3. Судья рассматривает все материалы дела, изучает доказательства.
  4. При наличии грубых нарушений здание обяжут снести. При этом снос производится за счет правонарушителя. Дополнительно вменяется штраф.

🔻Самовольная постройка на своем, чужом участке или муниципальной земле

Санкции, независимо от типа земельного участка, применяются ко всем видам самовольных построек. Разница заключается в том, что в некоторых случаях легализовать их проще, чем в других.

Так узаконить постройку на муниципальной земле практически невозможно. Органы власти в редких случаях разрешают гражданам нарушать градостроительную политику населенного пункта. Лицо обяжут выплатить штраф и снести неправомерный объект.

Проще всего легализовать самовольную постройку, находящуюся на собственном земельном участке (например, пристройка на даче). Главное, чтобы здание не нарушало прав соседей и других третьих лиц. Иначе сноса не избежать.

При этом на чужой земле без разрешения его фактического владельца любое строительство запрещено. При нарушении нормы возведенный объект подлежит сносу.

🔻Судебная практика по делам о признании построек самовольными

Проблема незаконных сооружений в нашей стране последние годы существенно обострилась. По этим причинам судебная практика по вопросам самостроек довольно обширна. Все чаще в суд обращаются для их узаконивания и сноса.

В большинстве случаев государство встает на сторону муниципальных властей и запрещает неправомерное строительство. Эта позиция объясняется тем, что при разрешении самовольных построек их число резко увеличится. Таким образом, суды:

  • чаще всего выносят решение о сносе незаконных объектов;
  • обязуют правонарушителя самостоятельно и за свой счет производить снос;
  • легализуют строительство при предоставлении разрешительных документов после его окончания.

Итог: здания, как жилые, так и коммерческие должны быть построены с учетом современных стандартов и быть безопасными. Но не вся недвижимость, возводимая на территории страны, обладает указанными критериями. Иногда ее необходимо снести, в других случаях – легализовать.

Все это – сложные юридические процедуры, требующие грамотного подхода. Помочь в этом может опытный специалист, хорошо разбирающийся в специфике дела.

🔻Юридическая помощь

Мы предлагаем профессиональную помощь по вопросам, связанным с самовольным строительством. Среди наших услуг:

🔥Понятие самовольной постройки

Самовольное строительство — это строительство без соответствующего разрешения, без утвержденного проекта, с существенными отклонениями от проекта, а также с грубым нарушением основных строительных норм и правил. Причем, юридическое понятие самовольного строительства относится не только к новому строительству, но и к реконструкции и даже, в определенных случаях, к простой перепланировке помещений.

Строительство многих из существующих объектов недвижимости производилось без соблюдения требуемого законом порядка. Теперь же владельцы недвижимости осознают необходимость оформления своих прав на имущество, поскольку иначе объекты невозможно будет ввести в легальный хозяйственный оборот. Более того, государство сейчас взялось наводить порядок в этой сфере.

В настоящее время весьма актуальными стали проблемы, связанные с самовольным строительством.

С одной стороны, в соответствии с гл.14 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) его осуществление представляет собой один из способов приобретения права собственности на самовольную постройку (в случае соблюдения условий, содержащихся в ст.222 ГК РФ).

Но с другой — заинтересованное лицо до момента признания права собственности на самовольную постройку серьезно рискует, ведь гарантии права собственности и права на жилище, предусмотренные ст.35, ст.40 Конституции Российской Федерации, предоставляются лишь в отношении того имущества, которое принадлежит соответствующему субъекту на законных основаниях. А лицу, осуществившему возведение самовольного строения, право собственности на него не принадлежит, так как самовольная постройка не является объектом гражданских прав.

Указанное лицо не вправе распорядиться этим строением как объектом недвижимого имущества до момента установления права собственности на него. При этом процесс признания права собственности на самовольную постройку не относится к категории простых и предсказуемых, а решение суда по делам о признании права собственности на самовольную постройку зависит от обстоятельств каждого конкретного дела.

В разные исторические периоды нередко возникали ситуации, когда объекты недвижимости строились с нарушением действующего законодательства, что неизбежно порождало проблемы легализации и оформления самовольной постройки. В наши дни тема самовольного строительства приобрела особую актуальность, поскольку его осуществление затрагивает интересы как частных лиц, так и государства, но регулируется недостаточно эффективно. Пересмотр действующего законодательства по вопросам самовольной постройки внес некоторую ясность в легализацию "самостроя", однако не разрешил ситуацию окончательно, а в определенном смысле даже усложнил процедуру оформления объектов самовольного строительства.

Интерес к самовольной постройке значительно возрос в связи с принятием 30 июня 2006 г. Федерального закона № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", именуемого в просторечии Закон о "дачной амнистии". Данный нормативный акт не только упростил процедуру оформления прав на недвижимость потребительского назначения, но и коренным образом изменил порядок приобретения права собственности на самовольные постройки.

Цель работы: раскрыть понятие самовольной постройки, проанализировать условия правового регулирования права собственности на самовольные постройки и санкции за нарушение законодательства по данному вопросу с учетом сложившейся судебной практики.


Субъектный состав

Правоотношения по признанию права собственности на объекты самовольного строительства возникают между собственником земельного участка, лицом, обладающим правом постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и лицом, осуществившим постройку (застройщиком).

С требованием о признании права собственности на объект постройки, возведенной самовольно, обращаются:

лица, осуществившие постройку;

соответствующий орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции в случае возведения постройки унитарным предприятием (ст.2 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст.44 АПК РФ);

лица в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении которых находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Требование о признании права собственности на объект постройки, возведенной самовольно, предъявляется к исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, обладающим правом распоряжения соответствующими земельными участками в пределах их компетенции (ст.9, 11 ЗК РФ, ст.44 АПК РФ).

Третьими лицами без самостоятельных требований на предмет спора (ст.51 АПК РФ), как правило, привлекаются лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушаются сохранением постройки, либо создают угрозу их жизни и здоровью.

Заключение

Следует отметить, что строительство, а уж тем более покупка самовольной постройки являются делом весьма рискованным. По крайней мере, это не самый удачный способ вложения денежных средств. Право собственности на такой объект у покупателя не возникает, так как нет такого права и у продавца.

В данном случае не будет иметь значения даже тот факт, что покупатель такой постройки являлся добросовестным приобретателем. Необходимо сказать, что даже надлежащее оформление прав на земельный участок (как минимум заключение договора аренды с местной администрацией) вовсе не гарантирует в дальнейшем спокойной жизни.

Надеяться на то, что в дальнейшем удастся очень легко легализовать приобретенную самовольную постройку, неразумно. И все же справедливости ради отметим: судебная практика подтверждает, что легализовать самовольные постройки при соблюдении определенных условий все же возможно. Кроме того, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, то ни в каких случаях не допускается признание права собственности на самовольную постройку.

Так стоит ли рисковать?

Хотелось бы посоветовать гражданам воспользоваться так называемой "дачной амнистией" и в упрощенном варианте оформить свои "неучтенные" объекты недвижимости. Кто знает, может быть государство больше такой возможности не предоставит. Конечно, после такой "легализации" своего объекта придется платить установленные законом налоги.


Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета от 21.01.2009 № 7.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Российская газета от 08.12.1994. № 238-239. — Режим доступа — КонсультантПлюс.

. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Российская газета от 27.07.2002 № 137. — Режим доступа — КонсультантПлюс.

. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Российская газета от 30.10.2001 № 211-212. — Режим доступа — КонсультантПлюс.

. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. // Российская газета от 30.12.2004. № 290. — Режим доступа — КонсультантПлюс.

. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // Российская газета от 30.07.1997. № 145. — Режим доступа — КонсультантПлюс.

. Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" // Российская газета от 29.11.1995 № 231. — Режим доступа — КонсультантПлюс.

. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества: Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ // Российская газета от 07.07.2006. № 146.

. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ. Часть первая / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю.

Кабалкина. — М., 2002.

. Постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2004 № 9515/04 // Вестник ВАС РФ. 2005. № 3.

. Постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2005 № 665/06 // Вестник ВАС РФ. 2005. №11.

. Постановление Президиума ВАС РФ от 03.09.2002 № 4544/02 // Вестник ВАС РФ. 2002. №12.

. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 7. Ст.774.

. Обзор судебной практики Второго арбитражного апелляционного суда по разрешению споров, связанных с применением ст.222 ГК РФ, одобренного на заседании Президиума Второго арбитражного апелляционного суда 25.12.2007.

. Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе / под ред.В. В. Витрянского, О.М. Козырь, А.А.

Маковской.М., 2004.

. Афонина А.В. Самовольная постройка: правовые последствия ее осуществления и возможность легализации // Жилищное право. 2009. № 2.

. Кузьмина И.Д., Луконкина В.И. Правовой режим самовольной постройки // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2001. № 11.

. Каширин А. Легализация самовольной постройки // ЭЖ-Юрист. 2008. № 10.

. Мананников О. Дамоклов меч самовольного строительства // ЭЖ-Юрист. 2004. № 31.

. Машкина Т.И., Вахитов Р.С. Правовой режим самовольных построек // Арбитражная практика. 2005. №8.

. Маркова Л.С. О признании права собственности на самовольную постройку // Арбитражная практика. 2006. №12.

. Савина А.В. Снос самовольной постройки // Адвокатская практика. 2008. №3.

. Дело № А28-11201/07 // архив Арбитражного суда Кировской области.

. Дело №А28-8085/2008 // архив Арбитражного суда Кировской области.

. Дело №А28-3999/2008 // архив Арбитражного суда Кировской области.

. Дело № А28-1359/08 // архив Арбитражного суда Кировской области.

. Дело № А28-6911/07 // архив Арбитражного суда Кировской области.

. Дело А28-7061/2006 // архив Арбитражного суда Кировской области.

. Дело №А28-7481/2008 // архив Арбитражного суда Кировской области.

. Дело №А28-4190/2008 // архив Арбитражного суда Кировской области.

. Дело №А28-11110/07 // архив Арбитражного суда Кировской области.

. Дело №А28-3392/2008 // архив Арбитражного суда Кировской области.

. Дело №А28-9571/06 // архив Арбитражного суда Кировской области.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Арбитражный процесс"

тема: " Самовольная постройка как предмет спора в арбитражном суде"


Оглавление

1. Понятие самовольной постройки

1.1 Самовольная постройка как объект недвижимости

1.2 Не завершенные строительством объекты

1.3 "Самовольно реконструированный объект" и "самовольная постройка"

1.4 Причины возникновения оснований для признания постройки самовольной

2. Самовольная постройка как предмет спора в арбитражном суде

2.1 Признание права собственности на самовольную постройку

2.1.1 Субъектный состав

2.1.2 Условия признания права собственности на самовольную постройку

2.2 Институт самовольной постройки как санкция за осуществление строительства с нарушением закона

2.2.1 Постройка должна быть самовольной

2.2.2 Кто вправе обращаться с иском о сносе самовольной постройки?


Введение

Самовольное строительство — это строительство без соответствующего разрешения, без утвержденного проекта, с существенными отклонениями от проекта, а также с грубым нарушением основных строительных норм и правил. Причем, юридическое понятие самовольного строительства относится не только к новому строительству, но и к реконструкции и даже, в определенных случаях, к простой перепланировке помещений.

Строительство многих из существующих объектов недвижимости производилось без соблюдения требуемого законом порядка. Теперь же владельцы недвижимости осознают необходимость оформления своих прав на имущество, поскольку иначе объекты невозможно будет ввести в легальный хозяйственный оборот. Более того, государство сейчас взялось наводить порядок в этой сфере.

В настоящее время весьма актуальными стали проблемы, связанные с самовольным строительством.

С одной стороны, в соответствии с гл.14 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) его осуществление представляет собой один из способов приобретения права собственности на самовольную постройку (в случае соблюдения условий, содержащихся в ст.222 ГК РФ).

Но с другой — заинтересованное лицо до момента признания права собственности на самовольную постройку серьезно рискует, ведь гарантии права собственности и права на жилище, предусмотренные ст.35, ст.40 Конституции Российской Федерации, предоставляются лишь в отношении того имущества, которое принадлежит соответствующему субъекту на законных основаниях. А лицу, осуществившему возведение самовольного строения, право собственности на него не принадлежит, так как самовольная постройка не является объектом гражданских прав.

Указанное лицо не вправе распорядиться этим строением как объектом недвижимого имущества до момента установления права собственности на него. При этом процесс признания права собственности на самовольную постройку не относится к категории простых и предсказуемых, а решение суда по делам о признании права собственности на самовольную постройку зависит от обстоятельств каждого конкретного дела.

В разные исторические периоды нередко возникали ситуации, когда объекты недвижимости строились с нарушением действующего законодательства, что неизбежно порождало проблемы легализации и оформления самовольной постройки. В наши дни тема самовольного строительства приобрела особую актуальность, поскольку его осуществление затрагивает интересы как частных лиц, так и государства, но регулируется недостаточно эффективно. Пересмотр действующего законодательства по вопросам самовольной постройки внес некоторую ясность в легализацию "самостроя", однако не разрешил ситуацию окончательно, а в определенном смысле даже усложнил процедуру оформления объектов самовольного строительства.

Интерес к самовольной постройке значительно возрос в связи с принятием 30 июня 2006 г. Федерального закона № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", именуемого в просторечии Закон о "дачной амнистии". Данный нормативный акт не только упростил процедуру оформления прав на недвижимость потребительского назначения, но и коренным образом изменил порядок приобретения права собственности на самовольные постройки.

Цель работы: раскрыть понятие самовольной постройки, проанализировать условия правового регулирования права собственности на самовольные постройки и санкции за нарушение законодательства по данному вопросу с учетом сложившейся судебной практики.


Понятие самовольной постройки

Понятие самовольной постройки можно найти в статье 222 ГК РФ, по которой самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Здесь даётся перечень критериев самовольной постройки, которые позволяют отличить ее от законно сооружаемого здания.

Таким образом, можно выделить следующие признаки самовольной постройки:

земельный участок, на котором была создана постройка, не был отведен для ее строительства в установленном законодательством порядке;

на ее создание не была получена необходимая разрешительная документация;

самовольное строение было создано с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил;

При этом достаточно наличия одного из перечисленных признаков, чтобы строение приобрело статус самовольного.

Сначала остановимся на вопросе, какой именно может быть признан самовольной постройкой.

Оцените статью
Добавить комментарий