Порядок предоставления земельных участков основания, условия и сроки пользования

🔥Порядок предоставления земельных участков в постоянное пользование юридическим лицам

С требованиями Земельного кодекса Украины следует, что право постоянного пользования земельными участками из земель права государственной и коммунальной собственности приобретают только предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной или коммунальной собственности, то есть юридические лица. Этим Кодексом установлено также порядок предоставления в постоянное пользование земельных участков юридическим лицам из земель права государственной или коммунальной собственности.

Предоставление земельных участков юридическим лицам в постоянное пользование осуществляется на основании решений их владельцев по проектам отвода этих участков.

Условия и сроки разработки проектов отвода земельных участков и перенос их границ в натуру (на местность) определяются договором, заключенным заказчиком с исполнителем этих работ.

Юридические лица, заинтересованные в получении земельных участков в постоянное пользование из земель государственной или коммунальной собственности, обращаются с соответствующим ходатайством в сельский, поселковый, городской совет или местной государственной администрации, Совета министров Автономной Республики Крым, которые имеют право предоставлять земельные участки в постоянное пользование. Ходатайство об отводе земельных участков, предоставляемых в постоянное пользование Кабинетом Министров Украины, подаются в Совет министров Автономной Республики Крым, областной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

К ходатайству об отводе земельного участка прилагаются документы, обосновывающие его размер, назначение и место расположения. Перечень документов и их содержание определяются уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

Соответствующий сельский, поселковый, городской совет или местная государственная администрация, Совет министров Автономной Республики Крым рассматривают ходатайство (заявление) в 10-дневный срок и дают согласие на разработку проекта отвода земельного участка.

Проект отвода земельного участка согласовывается с землепользователем и после получения положительного заключения государственной землеустроительной экспертизы подается в соответствующий сельский, поселковый, городской совет или местной государственной администрации, Совета министров Автономной Республики Крым, которые рассматривают его в месячный срок и в пределах своей компетенции принимают решение о предоставлении земель.

Если предоставлении земельного участка в пользование производится областными государственными администрациями, Советом министров Автономной Республики Крым или Кабинетом Министров Украины, сельские, поселковые, городские советы или районные государственные администрации по месту размещения земельного участка подают свое заключение областной государственной администрации, Совету министров Автономной Республики Крым. Если предоставление земельного участка осуществляется Кабинетом Министров Украины, вывод подается областными государственными администрациями и Советом министров Автономной Республики Крым.

Вывод о предоставлении земельного участка принимается местными государственными администрациями или сельскими, поселковыми, городскими советами в 10-дневный срок.

Если предоставлении земельного участка в пользование осуществляется Кабинетом Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации подают свое заключение и проект отвода специально уполномоченному органу исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, который рассматривает эти материалы и в 20-дневный срок подает их вместе с заключением государственной землеустроительной экспертизы Кабинета Министров Украины.

В случае отказа сельского, поселкового, городского совета или местной государственной администрации в предоставлении земельного участка в пользование или оставление ходатайства без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке.

В случае удовлетворения иска о предоставлении в постоянное пользование земельного участка решение суда является основанием для переноса границ земельного участка в натуру (на местность) и выдачи государственного акта на право постоянного пользования землей.

🔥ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Современным законодательством’ уделяется существенное внима­ние предоставлению земельных участков из государственной или му­ниципальной собственности для строительства. В принципе это имеет под собой определенные основания, если учесть, что застройка зе­мельного участка представляет собой наиболее интенсивный вид его использования. Ведь застройка предполагает, что в течение неопреде­ленно длительного времени земля на данной территории не будет ис­пользоваться никаким другим способом, кроме как для эксплуатации возведенного строения.

Кроме того, застройка представляет собой тот вид использования земельного участка, который потенциально наибо­лее вероятно может затронуть права и интересы соседей, а также на­верняка повлияет на состояние окружающей природной среды.

Основные условия предоставления земельных участков для строительства. Предоставление земельного участка без предваритель­ного согласования места расположения объекта

Законодательством уточняется порядок пре­доставления земельных участков для строи­тельства, при этом устанавливается весьма су­щественное разграничение предоставления земельных участков — с обязательным согла­сованием места размещения объекта и без та­кового. При этом устанавливается обязатель­ное условие, что предоставление земельного участка в собственность под строительство без предварительного согласования может производиться только с обязательным заклю­чением договора, предметом которого являет­ся земельный участок на торгах. По сути это означает, что торги фак­тически заменяют в данном случае собой процедуру согласования.

Предварительное согласование требуется при предоставлении зе­мельных участков под застройку либо в аренду, либо в постоянное (бессрочное) пользование.

Решение исполнительного органа государственной власти или ор­гана местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, о пре­доставлении земельного участка для строительства или протокол о ре­зультатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

1 ЗК РФ. Ст. 30-34 и др.

2) заключения договора купли-продажи и государственной реги­
страции права собственности покупателя на земельный участок при
предоставлении земельного участка в собственность;

3) заключения договора аренды земельного участка и государст­
венной регистрации данного договора при передаче земельного участ­
ка в аренду.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

Отношения по застройке земельных участков регулируются поми­мо Земельного кодекса и иными нормативными актами, которые в принципе не должны противоречить нормам ЗК РФ в том, что каса­ется именно предоставления земли.

Так, Градостроительным кодексом Российской Федерации от 8 мая 1998 г. определены градостроительные требования к использова­нию земельных участков в городских и сельских поселениях, в том числе при их застройке (ст. 56 ГрК РФ). В соответствии с указанным Кодексом при предоставлении земельных участков градостроительные требования к их использованию определяются градостроительной до­кументацией о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений и об их застройке, а также правила­ми застройки.

При предоставлении земельных участков органы местного само­управления подготавливают следующую информацию о градострои­тельных требованиях к использованию земельных участков:

местоположение земельных участков; проекты границ земельных участков в соответствии с проектами планировки, проектами застрой­ки и проектами межевания территорий; разрешенное использование земельных участков;

обеспечение земельных участков объектами инженерной, транс­портной и социальной инфраструктур.

При строительстве объектов недвижимости в городских и сель­ских поселениях в соответствии с градостроительной документацией о застройке и градостроительными регламентами, как указывается Градостроительным кодексом, предварительное согласование размеще­ния объектов недвижимости не проводится.

Кроме того, Градостроительный кодекс устанавливает, что при про­ведении конкурсов по продаже гражданам и юридическим лицам зе­мельных участков для застройки органами местного самоуправления к их участникам могут устанавливаться следующие дополнительные требования: возмещение убытков и иных затрат на снос объектов не­движимости, переселение жителей, перенос сооружений и коммуни­каций Транспорта, связи и инженерного оборудования; строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; соблюдение сроков строительства объектов недвижимости; благоуст­ройство территорий общего пользования. Указанные требования со­храняются в случае перехода прав на земельный участок другому лицу.

Застройщик, получивший земельный участок на праве собствен­ности или долгосрочной аренды, имеет право разрабатывать и реали­зовывать проект его застройки или проект межевания данного земель-

ного участка с последующей передачей подготовленного для застрой­ки или застроенного земельного участка другим лицам.

Обязательному включению в документ, удостоверяющий право на земельный участок в городских и сельских поселениях, подлежит сле­дующая информация:

код территориальной зоны, установленный правилами застройки;

функциональное назначение территориальной зоны, в пределах которой находится земельный участок;

местоположение земельного участка или его части в границах зон охраны памятников истории и культуры, особо охраняемых природ­ных территорий, водоохранных зон, а также в границах территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и иных территорий, ограничения на исполь­зование которых устанавливаются законодательством Российской Фе­дерации и законодательством субъектов Российской Федерации; нали­чие в границах земельного участка объектов инженерной, транспорт­ной и социальной инфраструктур, находящихся в муниципальной или государственной собственности, с указанием их параметров и ограни­чений на использование указанных объектов; наличие в границах зе­мельного участка зданий, строений и сооружений, не принадлежащих собственнику, владельцу, пользователю или арендатору данного зе­мельного участка, с указанием ограничений на использование данного земельного участка в связи с расположением на нем указанных объ­ектов.

При делении земельных участков или изменении их границ и па­раметров соблюдаются красные линии, линии регулирования застрой­ки и требования градостроительных регламентов к минимальным раз­мерам земельных участков.

В случае деления объектов недвижимости в соответствии с Градо­строительным кодексом должны быть обеспечены условия для функ­ционирования их частей как самостоятельных объектов недвижимо­сти.

Предоставление земельного участка для строительства без предва­рительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, и состоит из следующих этапов.

1. Проведение работ по формированию земельного участка:
подготовка проекта границ земельного участка и установление его

границ на местности; определение разрешенного использования зе­мельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие ре­шения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставле­нии земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукцио­нов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аук­ционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

2. Государственный кадастровый учет земельного участка в соот­
ветствии с правилами, предусмотренными ст. 70 Земельного кодекса
РФ.

Формирование земельного участка как объекта недвижимости, в том числе и для выставления его на торгах, должно осуществляться

как с соблюдением требований, установленных настоящей статьей, так и законодательством о землеустройстве. Существенное значение также имеет и порядок учета земельных участков на основании зако­нодательства о земельном кадастре. Так, согласно Федеральному зако­ну «О землеустройстве» земельный участок как объект землеустройст­ва должен иметь план — документ, отображающий в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объекта землеустрой­ства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей (ст. 1 Федерального закона).

При этом при формировании земельного участка устанавливается местоположение его границ, вари­анты его использования с учетом размеров, целевого назначения, раз­решенного использования земель и расположенных на нем объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также иные характеристики участка.

3. Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земель­
ного участка или продаже права на заключение договора аренды зе­
мельного участка или предоставление земельного участка в аренду без
проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления
гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставле­
нии земельного участка. Передача земельных участков в аренду без
проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии
предварительной и заблаговременной публикации сообщения о нали­
чии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае,
если имеется только одна заявка.

4. Подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аук­
ционов) или подписание договора аренды земельного участка в
результате предоставления земельного участка без проведения торгов
(конкурсов, аукционов).

Проведение торгов, предметом которых является земельный уча­сток, предназначенный под строительство, осуществляется с соблюде­нием требований ст. 30, 38 настоящего Кодекса, а также ст. 447, 448 ГК РФ, устанавливающих общие требования по заключению догово­ров на торгах.

Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места расположения объекта. Выбор земельных участков для строительства

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласова­нием места размещения объекта осуществля­ется в следующем порядке.

1. Выбор земельного участка и принятие в
порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, реше­
ния о предварительном согласовании места
размещения объекта.

2. Проведение работ по формированию зе­
мельного участка.

3. Государственный кадастровый учет земельного участка в соот­
ветствии с правилами, предусмотренными ст. 70 настоящего Кодекса.

4. Принятие решения о предоставлении земельного участка для
строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК
РФ.

При этом Земельным кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых не требуется проведения процедуры предварительного согласования.

Так, предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском посе­лении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием террито­рий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гра­жданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Указанный перечень обоснован, во-первых, особыми нуждами сельского и лесного хозяйства, во-вторых, нуждами граждан (индиви­дуальное жилищное строительство, ведение личного подсобного хозяй­ства), в-третьих, в том случае, если строительство на данном земель­ном участке предполагается вести согласно планам застройки поселе­ния.

Земельным законодательством установлен и достаточно подробно определен порядок действий заинтересованных лиц и уполномочен­ных органов по выбору участка, предназначенного к предварительно­му согласованию места расположения объекта 1 . ЗК РФ практически устанавливается новый в сравнении с прежним порядок предоставле­ния (и изъятия для целей предоставления) земельных участков под строительство.

Так, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в пре­доставлении земельного участка для строительства, обращаются в ис­полнительный орган государственной власти или орган местного са­моуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размеще­ния объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование пример­ного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Необ­ходимость такого подробного изучения ситуации связана с тем, чтобы в максимальной степени избежать конфликтов и разногласий при предоставлении земельного участка.

На это направлены и требования настоящей статьи подробным образом информировать население и за­интересованных лиц о предстоящем предоставлении участка.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает вы­бор земельного участка на основе документов государственного земель­ного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими госу-

дарственными органами, органами местного самоуправления, муници­пальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земель­ных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержа­щие сведения о местоположении земельных участков, предоставляют­ся бесплатно соответствующими государственными органами, органа­ми местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

При рассмотрении заявления должны учитываться все условия и последствия предполагаемого размещения объекта, в том числе дан­ные об участке как объекте недвижимости, сведения об ограничениях и обременениях земельного участка (или частей земельных участков, из которых предполагается сформировать новый), сведения о его эко­логическом состоянии и др. Выкуп (изъятие) земельных участков для государственных или муниципальных нужд, если он предусматривает­ся при предоставлении земельного участка для строительства, осуще­ствляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселе­ний информируют население о возможном или предстоящем предос­тавлении земельных участков для строительства.

Граждане, общественные организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют право участ­вовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участ­ков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и тра­диционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предостав­ления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общно­стей. Исполнительные органы государственной власти или органы ме­стного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.

Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные инте­ресы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответст­венно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В слу-

чае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земель­ные участки для государственных или муниципальных нужд из зе­мель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих зе­мельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия пре­доставления такой информации могут быть установлены федеральны­ми законами, законами субъектов Российской Федерации. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установле­ния его охранной или санитарно-защитной зоны.

К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проек­ты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Решение о предварительном согласовании места размещения объ­екта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано за­интересованными лицами в суд. В случае признания в судебном по­рядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражда­нину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о пред­варительном согласовании места размещения объекта.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального зна­чения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соот­ветствующего субъекта Российской Федерации, если иное не преду­смотрено законами этих субъектов Российской Федерации.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Земельный участок (вопросы и ответы) / под общ. ред. С. А. Боголю­
бова. М.: Юстицинформ, 2007.

🔥Предоставление участка из государственных или муниципальных земель в постоянное пользование

Земельным кодексом РФ регламентирован порядок предоставления земельных участков в бессрочное пользование.

🔻Право постоянного бессрочного пользования земельным участком гражданами и юридическими лицами

Прежде всего, надо раскрыть значение данного юридического термина и определить круг лиц, имеющих право на пользование землей бессрочно.

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком — это право использовать участок бессрочно по своему усмотрению, но при этом не иметь прав собственности на него. Пользователь не имеет возможности распоряжаться им, совершать какие-либо сделки (заключать договор купли-продажи, договор дарения, завещать, менять). Получить право постоянного пользования землей, находящейся в собственности муниципалитета или государства, можно только по разрешению уполномоченных органов власти.

С введением Земельного кодекса России земли, принадлежащие государству или муниципалитету, лесные участки, предоставляются в постоянное пользование только организациям, предприятиям, относящимся к органам государственной или местной власти.

Юридические лица могут арендовать землю или приобрести в собственность (т.е. приватизировать по упрощенной схеме), если земля выделялась во времена СССР.

Право использования с определенными ограничениями лесных участков, аренды лесных участков, а также признано право бесплатно, на определенный срок, использовать лесные массивы возникают и прекращаются по основаниям, предусмотренным Гражданским и Земельным кодексами России, если другое не оговаривается Лесным кодексом РФ.

Физические лица, желающие получить лесные участки в бессрочное пользование, получат отказ. Но они могут заключить договор аренды лесного участка на определенный срок.

Организации, учреждения, предприятия, юридические лица (предприниматели) также могут заключать договора аренды земельных участков на определенный срок и договора аренды лесных участков, также на ограниченный срок, в содержании которых указывается, для чего арендуются данные участки.

🔻Предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование

Земельным кодексом РФ регламентирован порядок предоставления земельных участков и основания для отказа в получении земельных участков в бессрочное пользование. На постоянное пользование земельным участком имеют право:

  • учреждения местных или государственных органов власти;
  • центры наследия бывших президентов России;
  • органы государственной и местной власти.

Право на постоянное (бессрочное) пользование лесным участком может быть предоставлено для определенного использования Лесным кодексом РФ.

Граждане, получившие землю в бессрочное пользование до вступления в силу Земельного кодекса Рф, могут продолжать ей пользоваться дальше или по упрощенной схеме приватизировать этот земельный надел. Срок для передачи земли в собственность не ограничен. Оформление таких участков идет по упрощенной схеме.

После переоформления участка необходимо оформить его регистрацию в Росреестре.

На сегодняшний день физическим лицам новые наделы в бессрочное пользование не выдаются. Можно приобрести землю по разрешению соответствующих органов власти. После заключения договора о покупке земли и оформления всех необходимых документов, пройти регистрацию в едином реестре.

🔻Оформление права постоянного бессрочного пользования земельным участком

Земельный участок в настоящее время в бессрочное пользование оформляется только по разрешению органов власти, на чьей территории он расположен. Получив отказ от органов власти в предоставлении земельного участка можно обжаловать данное решение в суде.

В качестве владельцев земли выступают районные или городские администрации, у которых имеются комитеты управления госимуществом. Данным комитетом согласовываются заявки организаций, предприятий. Кроме того, в полномочия комитета входит контроль соблюдения законности проведения процедуры.

Решением комитета может быть отказано в оформлении:

  • на основании предоставления заявителем неполного списка необходимой документации;
  • на основании содержания в документах недостоверной информации;
  • если заявитель представляет интересы частного, а не юридического лица;
  • если земли, которые заявитель хочет получить в пользование, находятся под обременением;
  • на основании несоответствия кадастрового номера, присвоенного участку.

Заявку на предоставление земли в пользование можно отправить заказным письмом по почте или через электронную почту по Интернету.

Порядок оформления документации прав бессрочного пользования напрямую зависит от регистрации в государственном реестре и наличию кадастрового номера.

В случаях, когда земельный участок уже прошел регистрацию, время на оформление уйдет значительно меньше.

Когда кадастровый номер отсутствует, необходимо предварительное согласование с администрацией района (области) о постановке земельного участка на кадастровый учет.

В ситуациях, когда, кроме кадастрового номера, отсутствуют межевые границы земельного участка, готовят схему местоположения его на муниципальной территории и подают заявку о предоставлении такого участка в предварительном порядке. К заявлению прилагают план-схему.

В случае отказа одобрить комитетом приложенную схему, возможен другой вариант решения вопроса. Он заключается в том, что заинтересованное юридическое лицо берет на себя обязательства постановки данного участка земли на кадастровый учет и регистрации его на правах публичной собственности. Со дня вынесения комитетом решения, оно действует сроком два года.

Кроме поданного заявления, для оформления прав бессрочного пользования земельным участком, необходимо предоставить документы:

  • заявление, написанное юридическим лицом, содержание заполняется по строгой форме;
  • подтверждающие компетенцию заявителя основания;
  • выписку из Росреестра;
  • кадастровый паспорт земельного участка;
  • выписку из реестра юридического лица, которое подает заявку.

Документы предоставляют в обслуживающий территорию многофункциональный центр. Выписки и кадастровые документы предоставляют на уровне электронного взаимодействия через Интернет между государственными органами.

Законом установлено, что право пользования земельными участками, полученными до 30.10.2001 года, должно быть переоформлено, так как права пользования не могут быть автоматически прекращены, однако физические и юридические лица теряют возможность распоряжаться землей по своему усмотрению (продавать, наследовать, заключать любые договора и прочее). Переоформление земельных наделов не ограничено по времени.

🔻Переоформление и прекращение права постоянного бессрочного пользования земельным участком

Рассмотрим три этапа переоформления права постоянного бессрочного пользования земельным участком:

  • на 1-м этапе подается заявление исполнительным органам власти о выделении земельного участка;
  • на 2-м этапе получают разрешение (или отказ) органов местной или государственной;
  • на 3-м этапе в случае получения разрешения, происходит регистрация участка в государственном реестре по месту расположения участка.

Стоит отметить, что можно приобрести в собственность только те земли, на которые не наложено ограничений.

Кажется, невозможно ограничить бессрочное право пользования, если судить по значению слова «бессрочно» в данном словосочетании. Но по ряду причин могут накладываться ограничения на использование земли.

Прекращение права использования земли наступает в следующих случаях:

  • добровольного отказа от участка (например, надел достался по наследству, но наследник не хочет или не может заниматься участком);
  • пользователь лишается прав решением муниципального органа власти при недобросовестном отношении к вверенному участку.

Но запущенное состояние земли бывает и по объективным причинам: после смерти пользователя надела никто не вступил в наследство или хозяева по состоянию здоровья не в состоянии обрабатывать землю, а наследников нет.

Принудительно лишить прав использовать земельный участок можно только по решению суда, если будет признано нарушение правил пользования хозяевами надела:

  • участок используется не по назначению;
  • нарушаются санитарные нормы, приводящие к снижению плодородности почвы;
  • нарушается экологическая обстановка окружающей среды.
  • по прочим причинам, указанным в Земельном кодексе РФ.

🔹Автор статьи

🔹Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

🔥Порядок предоставления земельных участков

Предоставление земельных участков может произво­диться в следующем порядке:

1) общий порядок (административный), предполагаю­щий соблюдение стадии предварительного согласования места размещения земельного участка для строительства объекта;

2) аукционный порядок приобретения земельных участков;

3) специальный порядок (например, изъятие и (или) предоставление земельных участков для размещения важных оборонных и (или) военных объектов, дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций и консульских учреждений иностранных государств в Республике Беларусь, а также при распоряжении высвобождаемым недвижимым имуществом государственными органами, имеющими воинские формирования и военизированные организации, осуществляется в порядке, установленном законодательными актами).

Административный (общий) порядок предполагает:

1. предварительное согласование места размещения зе­мельного участка для строительства объекта (далее — предварительное согласование), хотя в ряде случаев, определенных Указом № 667, предварительное согласование не проводится.

2. разработку проекта отвода данного участка и приня­тие на его основе решения об изъятии и предоставлении данного участка;

3. установление на местности границ предоставленного земельного участка;

4.государственная регистрация создания земельного участка и возникновения права на него.

Для изъятия и предоставления земельного участка требуются:

1) предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта (далее – предварительное согласование, если настоящим Положением не предусмотрено иное).

Предварительное согласование проводится с учетом градостроительной документации:

районными исполнительными комитетами – при предоставлении земельного участка из земель в границах районов, городов районного подчинения, сельских населенных пунктов, поселков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих товариществ;

Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами – соответственно при предоставлении земельного участка из земель г. Минска и земель городов областного подчинения.

Выбор места размещения земельного участка для строительства объектов, решение о размещении которых принято Президентом Республики Беларусь, может осуществляться в ином порядке, предусмотренном Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении им земельного участка (далее – заинтересованное лицо), обращаются в местный исполнительный комитет по месту нахождения испрашиваемого земельного участка с заявлением о предоставлении этого участка.

В заявлении указываются:

цель, для которой испрашивается земельный участок;

вещное право на испрашиваемый земельный участок;

характеристика объекта строительства, включающая его функциональное назначение и ориентировочные размеры;

намечаемое место размещения земельного участка и его примерная площадь.

В заявлении юридического лица, индивидуального предпринимателя дополнительно указываются объем планируемых инвестиций и источники финансирования строительства объекта (за исключением культовых строений, строительство которых осуществляется религиозными организациями).

В случае, если земельный участок испрашивается для государственных нужд, в заявлении указываются основания (одно или несколько), и к заявлению прилагаются копии документов (либо выписки из них), подтверждающих эти основания.

К заявлению прилагаются без нотариального засвидетельствования копии устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, документ с указанием его банковских реквизитов, или копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, или копии документов, содержащие идентификационные сведения о гражданине (его фамилия, имя, отчество, число, месяц, год рождения, личный или иной идентификационный номер, гражданство, адрес места жительства), испрашивающем земельный участок.

Местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица рассматривает это заявление и при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, обусловленных градостроительными регламентами, природоохранными (с учетом требований по соблюдению установленного в соответствии с законодательством режима ведения хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, лесов с особым режимом лесопользования и особо охраняемых природных территорий) и другими требованиями законодательства поручает организации по землеустройству подготовить земельно-кадастровую документацию, необходимую для работы комиссии, и одновременно сообщает заинтересованному лицу о результатах рассмотрения его заявления. К поручению местный исполнительный комитет прилагает заявление заинтересованного лица и документы, поданные им. Поручение местного исполнительного комитета, направленное с нарушениями требований, возвращается организацией по землеустройству в день его рассмотрения для внесения его не позднее 1 рабочего дня в соответствии с установленными требованиями.

Под организацией по землеустройству понимается организация по землеустройству, находящаяся в подчинении Государственного комитета по имуществу, и проектно-изыскательское коммунальное унитарное предприятие «Земпроект» – при выборе земельного участка в границах г. Минска.

При принятии решения об отказе заинтересованному лицу в предоставлении земельного участка местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней после принятия такого решения сообщает об этом заявителю с указанием оснований отказа, соответствующих законодательству.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный комитет и (или) в суд.

Подготовка земельно-кадастровой документации, необходимой для работы комиссии, осуществляется организацией по землеустройству на основании договора подряда, заключаемого данной организацией с заинтересованным лицом, за счет средств этого лица.

Договор подряда заключается в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной организацией поручения местного исполнительного комитета о подготовке земельно-кадастровой документации. Этот срок продлевается организацией по землеустройству на период, в течение которого у гражданина имелась уважительная причина, препятствующая ему заключить договор подряда (болезнь, отсутствие в Республике Беларусь или иная уважительная причина). При неподписании договора подряда заинтересованным лицом в течение 7 рабочих дней или неоплате им предусмотренных в договоре работ (услуг) в срок, установленный таким договором, организация по землеустройству возвращает местному исполнительному комитету его поручение без исполнения с пояснением причин неисполнения и письменно информирует заинтересованное лицо об отсутствии оснований для подготовки земельно-кадастровой документации.

Место размещения земельного участка намечается организацией по землеустройству с участием заинтересованного лица с учетом требований, предусмотренных Указом № 667 (п.2).

При определении места размещения земельного участка для реконструкции и (или) расширения действующего объекта, требующего предоставления земельного участка большего размера, организация по землеустройству с участием заинтересованного лица проводит детальное обследование земельных участков, ранее предоставленных для строительства данного объекта (проверяются использование их по целевому назначению, состояние работ по рекультивации земель, выполнение других условий предоставления земельных участков).

На основании землеустроительной документации осуществляется сбор информации о предполагаемом месте размещения земельного участка: состав и качество его земель, ориентировочный размер убытков, которые могут быть причинены землепользователю, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, связанных с изъятием данного участка, условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы, право вырубки древесно-кустарниковой растительности и использования получаемой древесины, восстановления нарушенных мелиоративных систем, наличие ограничений (обременений) прав в использовании земельного участка.

Земельно-кадастровая документация, необходимая для работы комиссии и рассмотрения предложений о месте размещения земельного участка на ее заседании, должна быть представлена председателю этой комиссии организацией по землеустройству в течение 25 рабочих дней со дня заключения договора подряда на подготовку такой документации с заинтересованным лицом. В случае выполнения большого объема работ, необходимых для разработки земельно-кадастровой документации (предполагается изъятие земельных участков из земель пяти и более землепользователей), этот срок может быть продлен руководителем организации по землеустройству по согласованию с председателем комиссии, но не более чем до двух месяцев.

Указом Президента № 667 от 27 декабря 2007г. устанавливаются случаи предоставления земельных участков субъектам без процедуры предварительного согласования места размещения участка.

В случае, если гражданин заинтересован в предоставлении земельного участка и имеет право на его получение без проведения аукциона и не требуется предварительное согласование места размещения земельного участка, ему в зависимости от назначения земельного участка необходимо обратиться в местный исполнительный комитет по месту нахождения испрашиваемого земельного участка с заявлением о предоставлении ему такого участка:

для строительства и обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, строительства (установки) временных индивидуальных гаражей, обслуживания принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании капитального строения (здания, сооружения) – в сельский, поселковый, районный (городов районного подчинения), городской (городов областного подчинения и г. Минска) исполнительный комитет;

для ведения личного подсобного хозяйства – в сельский, поселковый исполнительный комитет;

для огородничества – в сельский, поселковый, районный, городской исполнительный комитет;

для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных – в сельский, поселковый, районный исполнительный комитет;

для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, традиционных народных промыслов, а также при наличии свободного (незанятого) земельного участка в дачном кооперативе, садоводческом товариществе – в районный исполнительный комитет.

В заявлении указываются:

— данные, содержащие идентификационные сведения о гражданине;

— цель, для которой испрашивается земельный участок;

— вещное право на испрашиваемый земельный участок (пользование, пожизненное наследуемое владение, частная собственность или аренда);

— намечаемое местоположение земельного участка и его размер;

— источники возмещения убытков, если это связано с предполагаемым изъятием земельного участка у землепользователя;

— площадь всех земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении, частной собственности гражданина либо арендуемых им;

— количество и виды сельскохозяйственных животных, находящихся в собственности гражданина, испрашивающего земельный участок для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.

Соответствующий местный исполком в течение 7 рабочих дней рассматривает заявление гражданина о предоставлении земельного участка, дает разрешение организации по землеустройству на разработку проекта отвода этого участка или выносит мотивированное решение об отказе в предоставлении земельного участка.

Местный исполком сообщает гражданину о результатах рассмотрения его заявления, при отказе в предоставлении земельного участка также сообщаются основания отказа.

Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован в вышестоящий исполнительный комитет и (или) в суд.

Одним из важных условий передачи земельных участков из государственной собственности в частную является условие о передаче только по их кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда такие участки передаются по результатам аукционов по продаже земельных участков в частную собственность для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в соответствии с законодательством.

Отвод земельного участка подразумевает проведение землеустроительных мероприятий, включающие в себя процедуры формирования, изъятия и (или) предоставления земельного участка, установления и закрепления его границы, государственной регистрации создания земельного участка и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок. Условия отвода земельного участка отражаются в требованиях решения об изъятии и предоставлении земельного участка, без выполнения которых невозможно начать занятие земельного участка либо осуществлять иные права на этот участок.

Непосредственно под формированием земельного участка понимается совершение юридических действий и технических процедур создания земельного участка, установленных законодательством.

Для разработки проекта отвода земельного участка местный исполнительный комитет представляет в организацию по землеустройству свое поручение и копию схемы землеустройства района с нанесенными границами испрашиваемого земельного участка либо копию градостроительного проекта детального планирования (пригородной зоны города) с нанесенными границами испрашиваемого земельного участка.

При невыполнении хотя бы одного из других условий отвода земельного участка в установленные сроки местный исполнительный комитет не позднее одного месяца со дня истечения соответствующего срока направляет гражданину, индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу предписание о необходимости выполнения условия отвода земельного участка (начала строительства, иного освоения земельного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления, перечисления платежей и др.). Срок, указанный в предписании, не может превышать одного месяца.

Если данные лица по истечении срока, указанного в предписании, не выполнят условия отвода земельного участка, местный исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков:

— принимает решение о прекращении права пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, содержащее условия дальнейшего его использования;

— подает в суд заявление о прекращении права частной собственности на земельный участок и после вступления решения суда в законную силу о прекращении такого права и государственной регистрации прекращения права частной собственности на земельный участок;

— принимает решение о расторжении договора аренды земельного участка, если право его расторжения в одностороннем порядке предусмотрено данным договором, содержащее условия дальнейшего использования этого участка.

Одновременно выносится обязательное для исполнения предписание организации по государственной регистрации осуществить государственную регистрацию прекращения соответствующего права гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица на земельный участок, и после государственной регистрации прекращения данного права в течение одного месяца исполком решает вопрос о дальнейшем использовании этого участка.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Оцените статью
Добавить комментарий