Правила, цели и сроки предоставления земельных участков, нюансы этой процедуры

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Вы можете получить бесплатную консультацию юриста:

  1. Задайте вопрос через через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию: Вся РФ - 8(800)707-64-25

🔥 Нормы предоставления земельных участков.

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;

законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

3. Для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Порядок установления размеров земельных участков регулируется ст. 33 ЗК. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Например, законом Московской области от 17 июня 2003 г., № 63/2003-03 предельные размеры земельных участков установлены в следующих размерах.

Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность: — крестьянского (фермерского) хозяйства — 2,0 га; — садоводства — 0,06 га; — огородничества — 0,04 га; — дачного строительства — 0,06 га.

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность: — крестьянского (фермерского) хозяйства — 40,0 га; — садоводства — 0,15 га; — огородничества — 0,10 га; — дачного строительства — 0,25 га. Закон применяется в случаях, если федеральными законами или законами Московской области не установлены иные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность. В случае, если размер земельного участка, предоставленного гражданину в установленном порядке до вступления в силу указанного Закона, ниже предельного минимального размера либо превышает предельный максимальный размер, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным.

В целях налогообложения предельными размерами земельных участков, ранее предоставленных гражданам в пожизненное наследуемое владение, являются: -для ведения садоводства — 0,12 га; — для ведения животноводства — 0,20 га; -для ведения дачного строительства — 0,12 га.

Для осуществления предпринимательской и некоммерческой деятельности правительство Московской области постановлением от 2 апреля 2003 г. № 163/11 (ред. от 7.12.2005 г.) установило конкретные размеры земельных участков, находящихся в государственной собственности, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области от 0, 25 га (Сергиево-Посадский район) до 3 га (максимально). В соответствии с законом Московской области от 5 декабря 2002 года № 142/2002-03 предоставление в собственность земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется по кадастровой стоимости, но не выше нормативной цены земельных участков, за исключением случаев приобретения земельных участков на торгах (конкурсах, аукционах). В случаях если кадастровая стоимость земельных участков не определена, земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства предоставляются в собственность по нормативной цене.

Граждане, имеющие в фактическом пользовании земельные участки на землях, ранее предоставленных в постоянное.(бессрочное) пользование в порядке, установленном законодательством, садоводческим, огородническим и дачным товариществам, кооперативам и иным организациям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, имеют право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков в пределах установленных норм.

Нарушенные земли предоставляются в собственность для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства бесплатно. Под нарушенными землями понимаются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

🔥 5.3. Порядок предоставления разрешения на использование земельных участков.

2) рассмотрение заявления (7 календарных дней для целей размещения объектов, 25 дней для иных целей), включая направление межведомственных запросов в случае размещения для целей, не связанных с размещением объекта;

3) принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения;

4) направления решения заявителю (3 календарных дня);

5) направление решения в Управление Росреестра (10 календарных дней) в случаях, не связанных с размещением объекта.

Шаг 1. Прием заявления о выдаче разрешения на размещение объектов (на использование земель или земельного участка для иных целей) с приложениями.

Заявление о выдаче разрешения на размещение объектов (на использование земель или земельного участка для иных целей) (далее – заявление) подается в местную Администрацию, если заявитель планирует использовать земли неразграниченной государственной собственности.

В заявлении указываются:

— фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, — в случае если заявление подается физическим лицом;

— наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц — в случае если заявление подается юридическим лицом;

— фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, и документа, удостоверяющего личность, — в случае если заявление подается представителем заявителя;

— почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;

— виды объектов, предполагаемых к размещению, иные предполагаемые цели использования;

— кадастровый номер земельного участка указывается при его наличии в случаях, если планируется использование образованного земельного участка или его части;

— кадастровый номер квартала указывается в случае, если планируется размещение объекта на землях, кадастровый учет которых в установленном порядке не произведен;

— способ получения разрешения или отказа в выдаче разрешения;

— срок использования земель или земельного участка (для использования участка в целях, не связанных с размещением объектов).

К заявлению прилагаются:

— копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации заявителя или его представителя;

— схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории (далее — Схема границ), кроме случаев, когда планируется использовать сформированный земельный участок.

Схема границ представляет собой документ, в котором в текстовой и графической форме отражены сведения о земельном участке, необходимые для размещения объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута.

Схема границ составляется в соответствии с типовой формой согласно установленной форме (см. приложение) и содержит:

— описание границ (смежные землепользователи, обеспеченность подъездными путями, наличие охраняемых объектов: природных, культурных и т.д.);

— характеристики поворотных точек, дирекционных углов, длин линий; характеристики и расположение существующих инженерных сетей, коммуникаций и сооружений;

— охранные (для размещений линейных объектов), санитарно-защитные (при наличии) и иные зоны (в том числе проектируемые);

— принятые условные обозначения.

Схема границ составляется в системе координат МСК-50 с использованием материалов инженерно-геодезических изысканий в масштабе 1:500 и сведений государственного кадастра недвижимости.

Применительно к иным целям использования, не связанным с размещением объекта, к заявлению могут быть приложены:

а) кадастровая выписка о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка;

б) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) копия лицензии, удостоверяющей право проведения работ по геологическому изучению недр или иные документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка в заявленных целях.

Если данные документы не были приложены, то ОМСУ запрашивает их в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Шаг 2. Рассмотрение заявления

Срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения для размещения объекта составляет 7 календарных дней, в то время как заявления о выдаче разрешения для использования земельного участка в иных целях – 25 дней.

Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:

— заявление подано с нарушением требований, установленных к форме и содержанию заявления, а также приложенных к нему документов;

— в заявлении указаны цели, объекты или иные цели использования, не предусмотренные данной процедурой;

— земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.

Выдача разрешения осуществляется без взимания платы с заявителя.

Шаги 3-5. Принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения, направление его заявителю и в уполномоченные органы.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения (далее – решение) принимается органом местного самоуправления муниципального образования в течение 7 календарных дней со дня поступления заявления и прилагаемых документов.

Разрешение на использование земель выдается на срок:

1) в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;

2) в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции;

3) в целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии.

Законом не предусмотрен какой-либо срок действия разрешений для размещения объектов.

Решение о выдаче разрешения должно содержать:

а) указание об обязанности лиц, получивших разрешение, выполнить необходимые работы по рекультивации, приведению земель в пригодное состояние в случае, если использование земель привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы;

б) указание о возможности досрочного прекращения действия разрешения со дня предоставления земельного участка физическому или юридическому лицу и сроки направления уполномоченным органом заявителю уведомления о предоставлении земельного участка таким лицам.

В решении об отказе в выдаче разрешения указывается мотивированное обоснование причин отказа.

Решение в течение 3 календарных дней с даты его принятия направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов или выдается нарочно заявителю или уполномоченному представителю заявителя — в зависимости от того, какой способ получения документов был указан в заявлении.

В течение 10 рабочих дней со дня выдачи разрешения для использования участка в целях, не связанных с размещением объекта, Администрация направляет копию этого разрешения с приложением схемы границ в соответствующий отдел Управления Росреестра по месту нахождения земельного участка.

🔥 Предоставление

Предоставлением земли от государства следует рассматривать как один из сложных процессов, во время которого государственное имущество, представленное одним из ключевых ресурсов, передается для достижения каких-то целей физическому или юридическому лицу.

Предоставление земельных участков государством может осуществляться по-разному. Все зависит от категорий граждан и тех целей, для которых земля нужна. О чем необходимо помнить, когда речь идёт о получении земли от государства?

И каким условиям должен соответствовать получатель?

🔻 Что такое предоставление земельных участков?

Предоставлением земли от государства следует рассматривать как один из сложных процессов, во время которого государственное имущество, представленное одним из ключевых ресурсов, передается для достижения каких-то целей физическому или юридическому лицу.

предоставление земельного участка

Весь процесс передачи оформляется специальным документом — договором предоставления земельного участка, в содержании которого фиксируется, для каких целей, на каких условиях и на какой срок этот участок будет предоставлен пользователю.

В том случае, если участок предоставляется на ограниченный срок с условием возможного расторжения, в тексте договора о предоставлении такого участка обязательно указываются условия, на которых договор может быть расторгнут раньше времени, а также те условия, соблюдение которых поможет получить землю в собственность.

Процедура предоставления земли государством или администрацией регулируется целым рядом нормативных актов, ключевым из которых является Земельный Кодекс Российской Федерации. В этом нормативном акте вопросам предоставления земли различным категориям физических и юридических лиц, имеющих на это право, посвящена глава 5.1, в которой содержатся статьи, дающие подробную расшифровку того, какие требования предъявляются к претендентам, а также кто именно может рассчитывать на землю путем получения ее на безвозмездной основе в соответствии с действующим законодательством.

🔻 Какие виды предоставления земли существуют?

Глава 5.1 Земельного Кодекса выделяет 4 варианта предоставления земли от государства в лице его субъектов или муниципальных образований.

продажа земельного участка

Если земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, они могут предоставляться следующими способами в пользование и владение физическим или юридическим лицам:

  • Продажа (путём проведения публичных торгов или без таковых через реализацию права преимущественного выкупа у предоставляющего землю органа власти); (договор на ее заключение также происходит через торги или без них, если речь идёт о продлении ранее заключённого договора); (с установлением платы за пользование участком или без таковой);
    Безвозмездное срочное пользование.

Однако это основные направления, по которым может осуществляться предоставление земельных участков от государства.

В том случае, если гражданин или организация, претендующая на получение земельного надела, имеет отношение к категориям, которые могут использовать право на льготное получение земли, таким категориям участок будет предоставлен на безвозмездной основе.

При этом договор, заключаемый в случае такой передачи, носит характер купли-продажи, но подразумевает под собой, что никаких выплат получатель земли не производит, так как на этапе выбора и подготовки всех необходимых документов он уже потратил достаточно большое количество денежных средств на оформление кадастровых и межевых документов на этот участок.

Исключение составляет договор безвозмездного срочного пользования, который заключается в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и носит характер ссудного договора, в котором государство выступает в качестве ссудодателя, а пользователь земельного участка становится ссудополучателем.

земельный участок молодой семье

Говоря о том, кто имеет право на бесплатное получение земельного участка от государства, следует перечислить такие категории:

    и молодые семьи, которые еще не воспользовались правом на бесплатное получение земли; Труда (Советского Союза и России);
  • Полные кавалеры орденов Славы;
  • Герои России и Советского Союза;
  • Собственники зарегистрированных в качестве недвижимого имущества капитальных строений.

Для этих категорий граждан предусмотрен особый порядок получения земли от государства, ключевым этапом в котором будет доказывание своего права на льготное получение земли.

🔻 Под какие цели и кто может получить землю?

Несмотря на то что в Земельном Кодексе не содержится подробной расшифровки тех направлений, для которых могут выделить землю из государственных фондов, сложившаяся практика предоставления земельных участков разграничила те целевые направления, на которые выделяются земли каждой категории, решившей воспользоваться этим правом.

🔹 Многодетные и молодые семьи

земельный участок для многодетных семей

Многодетные и молодые семьи могут рассчитывать на получение земли для следующих направлений:

    . В том случае, если такая семья стоит в очереди на улучшение жилищных условий и ни разу не воспользовалась правом на получение жилищных льгот от государства, она может рассчитывать на получение земельного участка, на котором можно будет возвести собственный дом.
  • Организация и ведение личного подсобного хозяйства на полученной земле. Однако, если создание сельскохозяйственного производства можно будет рассматривать в качестве источника дохода для поддержания достойного уровня жизни этой семьи, то землю можно будет использовать для создания крестьянского или фермерского хозяйства (если площади, занимаемые таким хозяйством, не превысят границы выделенного участка).

🔹 Герои Труда

Герои Труда, а также кавалеры ордена Славы, Герои России и Советского Союза могут получить земельные участки для таких целей:

  • Ведение индивидуального дачного строительства (под таким строительством подразумевается возведение дома, в котором невозможно осуществить постоянную регистрацию как по месту своего постоянного жительства);
  • Организация личного подсобного или приусадебного хозяйства без возможности создания сельскохозяйственного производства.

🔹 Молодые специалисты

После изменений, внесенных в Земельный Кодекс, на бесплатное получение земли может рассчитывать еще одна категория населения — молодые специалисты, приехавшие в сельскую местность для работы после окончания высших учебных заведений.

Таким специалистам выделяются земли для индивидуального жилищного строительства в определенном районе с возможностью организации на оставшейся от возведения дома территории участка организовать свое личное подсобное хозяйство.

Срок, на который даётся такой участок, составляет пять лет.

Это означает, что в течение пяти лет лицо, получившее участок, должно начать на нем строительство. В противном случае надел будет возвращен государству.

🔻 На каких правах может предоставляться земля?

Виды предоставления земель и то, на каких правах участки распределяются между претендентами, в современном законодательстве не считается одним и тем же, так как это две разные юридические категории.

земля на праве собственности

Если виды предоставления земли могут между собой различаться, то права, на которых участки могут быть распределены между претендентами на них, всегда делятся только на два вида:

  1. Право собственности, когда надел полностью передается во владение и распоряжение лицу, подавшему прошение о наделении его землей; . Такое право подразумевает возможности использовать участок по своему усмотрению, но без передачи пользователю в собственность до исполнения последним определенных условий, установленных государством в рамках своих нормативных актов (например, молодому специалисту земля выдаётся на срок не менее пяти лет для возведения собственного дома, а после постройки и оформления его в собственность можно переоформить в собственность и участок, на котором дом стоит, на безвозмездной основе).

Из права пользования (к которому относится и аренда, и постоянное бессрочное пользование, и безвозмездное срочное) может возникнуть право собственности, если пользователь выполнил все условия, установленные государством.

🔥 Предоставление земельного участка. Цели и порядок

Порядок возникновения прав на землю определяется главой V ЗК РФ. Согласно ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование.

Предоставление этих участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется по общему правилу за плату. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев:

  • изъятия земельных участков из оборота;
  • установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
  • резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Наиболее остро на сегодняшний день стоит вопрос предоставления земельных участков под строительство, т. к. потребность в этих землях наиболее высокая, а порядок предоставления сложен и неоднозначен. Поэтому рассмотрим его в первую очередь.

Ст. 30 ЗК РФ определяется порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Предоставление земельного участка для строительства из вышеуказанных земель осуществляется:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

При этом следует учесть, что предоставление без предварительного согласования мест размещения объектов возможно исключительно на торгах (в форме конкурса или аукциона). Такой порядок предоставления осуществляется в следующих случаях:

1. При размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки;

2. Для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства;

3. Гражданину для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства;

Необходимым этапом при предоставлении земельного участка является его формирование. Законом предусмотрен следующий порядок формирования земельного участка:

  • подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
  • определение разрешенного использования земельного участка;
  • определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов приведен на рисунке 1.2.1.

При предоставлении земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием мест размещения объектов необходимым этапом является выбор земельного участка для строительства и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Порядок выбора определяется ст. 31 ЗК РФ (см. рисунок 1.2.2).

Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов приведен на
рисунке 1.2.3.

Рассматривая нормативно-правовую базу, приходим к выводу, что при предоставлении земельного участка под строительство, избежать затратной и длительной процедуры торгов практически невозможно (предоставление с предварительным согласованием мест размещения объектов также влечет определенные трудности и не гарантирует в итоге получение испрашиваемого участка). В этой связи потенциальные инвесторы стремятся насколько возможно миновать эту процедуру. Такой вариант возможен при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством регламентируется ст. 34 ЗК РФ.

Рисунок 1.2.1 Схема предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов

Рисунок 1.2.2. Выбор земельного участка для строительства и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта

Рисунок 1.2.3 Схема предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. В качестве первоначального этапа, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны:

  • принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
  • уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
  • обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Подробно порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством отображен на рисунке 1.2.4. Нормы предоставление земельных участков регламентируются ст. 33 ЗК РФ.

Разграничение в зависимости от целей предоставление приведено на рисунке 1.2.5. Порядок предоставления земель под отличное от строительства использование определяется Земельным кодексом, а также специальными федеральными законами. Так, предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам и их объединениям регламентируется ст.

81 ЗК РФ и Федеральными законами, в зависимости от целевого использования: Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Рисунок 1.2.4. Предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством.

Рисунок 1.2.5. Нормы предоставление земельных участков гражданам

Основная проблема, связанная с предоставлением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, состоит в том, что согласно законодательству РФ, такие земельные участки предоставляются только из фонда перераспределения земель (ст. 80 ЗК РФ)

Фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:

1) при добровольном отказе от земельного участка;

2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Перечень источников формирования фонда перераспределения является исчерпывающим, и главная сложность состоит в том, что на сегодняшний день в большинстве регионов он практически не сформирован. Наиболее перспективным и прямо пропорционально зависящим от степени эффективности управления земельными ресурсами способом пополнения земель фонда перераспределения является принудительное изъятие земельного участка в случае его неэффективного использования. На выявление таких участков и их перераспределение в руки наиболее эффективных собственников и землепользователей как раз и направлена инвентаризация.

В этом и заключается необходимость и срочность ее проведения.

Проблема на сегодняшний день состоит также и в том, что основной спрос населения на земельные участки составляет спрос на участки под строительство, в том числе индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Но сложная процедура предоставления таких участков, а главное их высокая стоимость препятствуют удовлетворению этого спроса.

На сегодняшний день в большинстве своем эта проблема решается следующим образом. Т. к. процедура получения земельных участков сельскохозяйственного назначения значительно проще, а стоимость их на рынке значительно ниже, чем земель категории поселений, инвестор приобретает земли сельскохозяйственного назначения (наиболее дешевые бывшие колхозные земли, урочища, пашни и т. д.) и затем, осуществив смену разрешенного использования или категории, начинает строительство. Рассмотрим этот порядок более подробно на рисунке 1.2.6.

Рисунок 1.2.6 Порядок перевода земель из одной категории в другую

Сложность и неоднозначность в вопросе перевода земель из одной категории в другую заключается в отсутствии четких регламентов и критериев. Субъективность отказа или согласия на перевод опираясь на обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую налицо.

До недавнего времени перевести землю из состава сельскохозяйственных угодий можно было только в исключительных случаях. Перед заинтересованным лицом стояла задача доказать областным властям необходимость строительства. Сельскохозяйственные земли переводили мало и неохотно.

В основном колхозные угодья просто скупали, а чтобы строить, пользовались лазейкой в законодательстве.

Дело в том, что Земельный кодекс подразумевает разные условия выделения участков под строительство. Для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) земли сельскохозяйственного назначения надо перевести в категорию «земли поселений». Статус ИЖС позволяет застройщику легче оформить разрешительную документацию на строительство, получить кредит и т.д., поэтому перевод является очень важным пунктом.

В то же время для строительства летних дач категорию участка менять не надо. Достаточно организовать некоммерческое объединение и изменить разрешенное использование земельного участка. Этим вариантом активно пользовались местные власти и инвесторы.

Изменение разрешенного использования земельного участка допускается с учетом целевого назначения соответствующей категории земель.

При этом установление (или изменение) разрешенного использования земельных участков может осуществляться в пределах полномочий органов местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства, с учетом утвержденных правил землепользования и застройки, а также выделенных зон (территорий), в которых не предоставляются земельные участки или ограничиваются права на их использование

В январе 2005 года вступил в силу Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Он допускал перевод сельскохозяйственных земель лишь в том случае, если они признавались непригодными для дальнейшего «профильного» использования. Но уже в июле появились поправки, кардинально поменявшие ситуацию. Теперь промышленные объекты можно размещать на любых землях сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых не превышает среднего уровня по муниципальному району. Земли же сельхозугодий с кадастровой стоимостью в 150% от среднерайонного уровня разрешается использовать для любых нужд при отсутствии «иных вариантов размещения этих объектов».

Принятые поправки сняли ограничения для использования под строительство даже особо ценных сельхозугодий.

Неопределенность ситуации придает то обстоятельство, что методика расчета стоимости земель среднерайонного уровня не определена, равно как и органы власти, ответственные за ее разработку.

На сегодняшний день вопрос остается открытым. И для его разрешения необходимо создать все условия для законного, быстрого и доступного получения заинтересованными лицами земельных участков необходимой категории и разрешенного использования, а не вынуждать инвесторов искать «лазейки» в законе.

🔥 Нормы предоставления земельных участков. Как бесплатно от государства получить землю?

Ключевой характеристикой любого земельного надела является вид разрешенного использования (ВРИ). И только после его установления допускается передача участка для его последующего осваивания.

Предоставление земельных участков в собственность без установленной категории и ВРИ является противозаконной, право на пользование не может предоставляться.

фото 1

🔻 Что такое предоставление земельных участков

Предоставление ЗУ – это передача его в пользование в рамках его целевого назначения (по категории и ВРИ). Землей в РФ могут распоряжаться региональные административные органы, именно они могут предоставлять участки в пользование, в том числе и бесплатно (если изначально земля находилась на балансе региона, города, поселка и собственника на текущий момент нет).

Данное право регламентируется положениями статьи 28 Земельного Кодекса (ЗК) РФ, где четко указано, что в бесплатное пользование участки передаются лишь при соблюдении Федеральных Законов.

🔻 Виды земли

Первым делом необходимо акцентировать внимание на том, что категория и вид разрешенного использования земли – это разные понятия с юридической точки зрения. Категория регламентируются положениями статьи 7 ЗК РФ, тогда как виды устанавливаются на том самом федеральном уровне.

И именно внедрение видов позволяет, к примеру, на землях сельскохозяйственного значения не только вести хозяйственную деятельность, но и возводить дачные постройки (но только если предоставлено такое право местной администрацией).

Какие категории земли чаще всего предоставляют? Именно сельскохозяйственные, а также земли запаса. Лесной, водный фонд, участки промышленного и специального значения не предоставляются в пользование.

Всего же существует 3 вида разрешенного использования земельных участков:

  • основной (соответствует назначенной категории);
  • вспомогательный (дополнительно назначаемый вид пользования для основного);
  • условно-разрешенные (когда разрешается нецелевое использование, но если это не противоречит основной категории участка, требуется также получение разрешения).

И если раньше вид использования имели возможность устанавливать местные администрации, то сейчас для этого организовываются специальные уполномоченные комиссии с последующей передачей сведений в Росреестр (ФЗ 171 от 2014 года, последняя редакция – в 2018 году).

А вот вариантов предоставления земельных участков на законных основаниях аж 4:

  • продажа (может быть инициирована при публичных торгах или если будущий собственник имеет приоритетное право выкупа);
  • аренда (на коммерческой основе);
  • постоянное бессрочное пользование (может быть как с арендной платой, так и без неё);
  • безвозмездное срочное пользование (без арендной платы, но в строго ограниченный срок).

Рекомендуем: Процедура и правила оформления земельного участка в собственность

На безвозмездной же основе в собственность муниципальная земля может предоставляться только льготным категориям. При этом оформляется договор на безвозмездное пользование на последующие 6 лет, но спустя 60 месяцев участок можно будет оформить в собственность.

фото 2

🔹 Под какие цели

Участки предоставлять в собственность могут как для строительства, так и иных хозяйственных нужд. Чаще всего речь идет о землях, что предоставляются:

  • для ведения сельского хозяйства (садоводство, пчеловодство, выращивание любых сельскохозяйственных культур);
  • для возведения не капитальных металлических строений, что будут использоваться в качестве гаража;
  • для формирования парковочных мест (как открытых, так и закрытых), а также гостевых парковок;
  • для возведения строений придорожных обслуживающих объектов (также не капитальные постройки, без массивного фундамента);
  • для благоустройства;
  • для формирования карьеров (и прочих ресурсов, что будут использованы для добывания полезных ископаемых);
  • для выполнения строительных работ за пределами участка, выделенного на возведение жилой постройки (формирование перевалов, траншей для прокладки коммуникаций и так далее);
  • для организации массового отдыха (например, пляжные зоны, тоже без капитального строительства);
  • для иных сельскохозяйственных нужд (возведение пастбища, хранение готовой продукции и так далее);
  • для индивидуального строительства и ведения подсобного хозяйства.

Допускается использование земельных участков и на коммерческой основе, но только если это не противоречит законодательным нормативам (и если пользователь зарегистрируется в качестве ИП или юридического лица).

🔻 Льготные категории

К тем самым льготным категориям граждан, которые претендуют на получение земельного участка в безвозмездное бессрочное пользование по указанным категориям и видам использования, относятся:

  • многодетные семьи;
  • молодые семьи (только если ранее данным правом они ещё не пользовались и если никто из членов семьи не старше 35 лет);
  • ветераны труда;
  • герои РФ и СССР;
  • полные кавалеры Орденов Славы;
  • участники государственной программы «Родовое Поместье».

[stextbox defcaption=»true»]На данное право также могут рассчитывать владельцы зарегистрированных капитальных строений на тех или иных земельных участках (только если те самые строения признаны как недвижимыми).[/stextbox]

Именно по этой причине те, кто раньше во дворах многоквартирных домов возводили гаражи (не получая никаких разрешений для этого) смогли зарегистрировать землю под ними в собственность.

Также на бесплатное получение участка могут претендовать специалисты востребованный категорий. Но требования к их специальностям разнятся по регионам.

Например, в Кубанской области когда-то земли предоставляли фельдшерам, соглашавшихся работать не менее 10 лет в сельской местности. А в северных регионах наделы предоставлялись геологам и инженерам. Детальные условия можно узнать в местных административных органах.

Рекомендуем: Продажа земельного участка: соблюдение нюансов составления договора по сделкам с землей

фото 3

🔻 Как и где получить ЗУ

Предоставляются земельные участки только из муниципального или государственного баланса и исключительно под определенные нужды. Ответственным за это является региональный уполномоченный орган (чаще сама администрация).

🔹 Основания для предоставления ЗУ

Условия для предоставления муниципальных ЗУ в пользование (с правом последующей приватизации) указаны в статье 39 ЗК РФ. Правовые основания – это договор аренды, купля-продажа, договор безвозмездного пользование или решение администрации (уполномоченного органа).

Последнее может осуществляться только в отношении граждан льготных категорий или на основании взаимовыгодного соглашения с юридическим лицом (например, окультуривание земли).

🔹 Требования к получателю и участка

Базовые требования к получателю участка следующие:

  • гражданство – только РФ;
  • право на предоставление ЗУ ранее не было использовано.

[stextbox Дополнительные требования устанавливаются региональным уполномоченным органом или комиссией.[/stextbox]

Требования же к участкам следующие:

  • наличие категории и вида разрешенного использования (то есть земля подлежит целевому использованию);
  • в качестве текущего собственника выступает государство (или же участок состоит на балансе администрации города, поселка);
  • предоставление участка в пользование не нарушает вид использования рядом расположенных наделов.

В собственность же земля может оформляться только через 5 лет с действия договора или акта безвозмездного пользования.

фото 4

🔹 Пошаговая инструкция бесплатного получения земли

Базовый алгоритм для бесплатного получения земли выглядит следующим образом:

  1. В мэрии узнать координаты регионального представительства по недвижимости, где и можно получить ЗУ (иногда именуют как кадастровая палата, хотя это не совсем правильный термин).
  2. Ознакомиться с перечнем доступных для предоставления в пользование участков.
  3. Оформление заявления на получение земельного надела. Предоставляется документ уполномоченному органу, к нему обязательно добавляются справки и выписки, подтверждающие право на бесплатное получение земли.
  4. Заключение договора с органами местного самоуправления. Первоначально земля предоставляется сроком на 5 лет и более с правом дальнейшей приватизации.
  5. По истечении 5 лет – подать документы на оформление участка в собственность, после – подача сведений в Росреестр.

С недавних пор заявления подавать можно и через МФЦ, портал Госуслуг (для него необходима электронная подпись). Межевание, оформление документов, перевод земли из одной категории в другую – всем этим заниматься будет будущий собственник земли. Он же уплачивает все предусмотренные государственные пошлины.

Итого, государство имеет полномочие предоставлять в безвозмездное пользование земельные участки, если это не противоречит действующим положениям ЗК РФ. И каждая молодая семья может воспользоваться правом бесплатного получения надела на строительство дома.

Главное во всем этом понимать, что для каждого ЗУ предусмотрена своя категория и ВРИ, а нецелевое её осваивание является поводом для принудительного взыскания ранее предоставленного надела.

✅Остались вопросы? Задайте вопрос юристу бесплатно!

Оцените статью
Добавить комментарий