Правила составления и подачи ходатайства об установлении публичного сервитута

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Вы можете получить бесплатную консультацию юриста:

  1. Задайте вопрос через через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию: Вся РФ - 8(800)707-64-25

🔥 Приложение. Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута

1. Ходатайство об установлении публичного сервитута для использования земельных участков и (или) земель в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2018, N 32, ст. 5134), статьей 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.

4148; 2018, N 32, ст. 5134), подается по форме согласно приложению к настоящим Требованиям.

2. В случае если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности в целях строительства и реконструкции объектов, сооружений, указанных в статье 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, не требуется подготовки документации по планировке территории, то к ходатайству в подтверждение сведений, предусмотренных пунктом 3 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, прилагается кадастровый план территории либо его фрагмент, на котором приводится изображение сравнительных вариантов размещения инженерного сооружения (с обоснованием предлагаемого варианта размещения инженерного сооружения):

а) на земельных участках, предоставленных или принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам;

б) на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (а в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации, также обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках, относящихся к имуществу общего пользования).

3. Обоснование необходимости установления публичного сервитута должно содержать:

а) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с градостроительным законодательством (далее — уполномоченные органы), об утверждении документа территориального планирования и об утверждении проекта планировки территории в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей (далее — инженерные сооружения), являющихся объектами федерального, регионального или местного значения. В случае если инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования, то реквизиты решений об утверждении документа территориального планирования не указываются;

б) реквизиты решения уполномоченного органа об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса в целях размещения инженерных сооружений, необходимых для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, а также реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких инженерных сооружений (если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерных сооружений требуется разработка документации по планировке территории). В случае если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции инженерного сооружения в соответствии с инвестиционными программами субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, обоснование необходимости установления публичного сервитута должно содержать реквизиты решения об утверждении инвестиционной программы, краткое описание инвестиционной программы, планируемые цели, задачи, этапы, сроки и результаты реализации инвестиционного проекта относительно инженерного сооружения, размещение которого планируется осуществить, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

в) реквизиты решения уполномоченного органа об утверждении проекта планировки территории в целях устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог либо устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

г) реквизиты решений уполномоченных органов об утверждении документа территориального планирования и об утверждении проекта планировки территории в целях размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях. В случае если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных автомобильных дорог и железнодорожных путей не требуется разработки документации по планировке территории, то реквизиты решений об утверждении проекта планировки не указываются;

д) реквизиты решения уполномоченного органа об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения в целях проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение инженерных сооружений федерального, регионального или местного значения, в целях проведения инженерных изысканий для их строительства, реконструкции;

е) реквизиты решений уполномоченных органов об утверждении документа территориального планирования и об утверждении проекта планировки территории, предусматривающих размещение объекта федерального, регионального или местного значения в целях проведения инженерных изысканий для их строительства или реконструкции. В случае если инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования, то реквизиты решений об утверждении документа территориального планирования не указываются;

ж) реквизиты решения уполномоченного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если подается ходатайство об установлении публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, которые переносятся в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором они расположены, за исключением случаев подачи указанного ходатайства одновременно с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

з) сведения о проекте организации строительства, реконструкции объекта федерального, регионального или местного значения, а именно о планируемой территории размещения такого объекта и мест складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктом 2 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации;

и) сведения о договоре о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям, тепловым сетям, водопроводным сетям, сетям водоснабжения и (или) водоотведения, сетям газоснабжения, а именно о перечне мероприятий (в том числе технических) по подключению (технологическому присоединению) объекта к инженерным сооружениям, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и размещение инженерного сооружения не предусмотрено документами территориального планирования, проектом планировки территории;

к) реквизиты правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на сооружение и земельный участок, на котором расположено такое сооружение, в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права аренды земельного участка на публичный сервитут;

л) реквизиты правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на сооружение в целях установления публичного сервитута в отношении существующего сооружения для его реконструкции или эксплуатации.

🔥 Статья 39.41 ЗК РФ. Ходатайство об установлении публичного сервитута

1. В ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны:

1) наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика;

2) цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса;

3) испрашиваемый срок публичного сервитута;

4) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения;

5) обоснование необходимости установления публичного сервитута;

6) указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения;

7) сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения;

8) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков;

9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

2. В обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены:

1) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение инженерных сооружений федерального, регионального или местного значения, в целях проведения инженерных изысканий для их строительства, реконструкции, а также в целях строительства или реконструкции таких инженерных сооружений, если такие инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности подлежат отображению в документах территориального планирования;

2) реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения, устройства пересечений указанных автомобильной дороги, железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами, примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, размещения автомобильной дороги, железнодорожных путей в туннелях, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей не требуется разработка документации по планировке территории;

3) реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которыми предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции инженерного сооружения, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения;

4) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если подается ходатайство об установлении публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, которые переносятся в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором они расположены, за исключением случаев подачи указанного ходатайства одновременно с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

5) проект организации строительства объекта федерального, регионального или местного значения в случае установления публичного сервитута для целей, предусмотренных подпунктом 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса;

6) договор о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям, тепловым сетям, водопроводным сетям, сетям водоснабжения и (или) водоотведения, сетям газоснабжения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения, в целях исполнения которого требуется размещение инженерного сооружения, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и размещение инженерного сооружения не предусмотрено документами, указанными в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.

3. Обоснование необходимости установления публичного сервитута, указанное в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, при отсутствии документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, должно также содержать:

1) расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, в том числе с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации инженерного сооружения, в целях размещения которого подано ходатайство об установлении публичного сервитута, обеспечения безопасности населения, существующих зданий, сооружений, а также соблюдения требований, установленных пунктами 8 и 9 статьи 23 настоящего Кодекса;

2) обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (а в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.39 настоящего Кодекса, также обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках, относящихся к имуществу общего пользования), таким образом, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам.

4. Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

5. К ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются:

1) подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

2) соглашение, заключенное в письменной форме между заявителем и собственником линейного объекта или иного сооружения, расположенных на земельном участке и (или) землях, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, об условиях реконструкции, в том числе переноса или сноса указанных линейного объекта, сооружения в случае, если осуществление публичного сервитута повлечет необходимость реконструкции или сноса указанных линейного объекта, сооружения;

3) копии документов, подтверждающих право на инженерное сооружение, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного сооружения, при условии, что такое право не зарегистрировано;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с ходатайством об установлении публичного сервитута обращается представитель заявителя.

6. Границы публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон.

7. Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

8. Ходатайство об установлении публичного сервитута и прилагаемые к нему документы могут быть поданы по выбору заявителя лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке и способами, которые установлены в соответствии с настоящим Кодексом для ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

9. Орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута возвращает его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:

1) ходатайство подано в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, не уполномоченные на установление публичного сервитута для целей, указанных в ходатайстве;

2) заявитель не является лицом, предусмотренным статьей 39.40 настоящего Кодекса;

3) подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, не предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

4) к ходатайству об установлении публичного сервитута не приложены документы, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи;

5) ходатайство об установлении публичного сервитута и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

🔥 Правила составления и подачи ходатайства об установлении публичного сервитута

Сервитут является важным фактором в земельных правоотношениях при отсутствии права пользования ей. Данное право регламентируется законодательством, которое определяет само понятие сервитута, порядок оформления всех необходимых документов и форму прошения для его выдачи.

Содержание

🔻 Требования к форме

Минэкономразвития РФ выпустило Приказ от 2018 года № 542 со следующими требованиями к формированию ходатайства об установлении публичного вида сервитута:

  1. Ходатайствовать требуется только о землях, список которых предусматривается статьей 39.37 ЗК.
  2. На землю с последующим строительством или реконструкцией к основному прошению требуется прикладывать кадастровый паспорт будущих строительных работ.
  3. В содержательной части документа обязательно указывается доказательство необходимости установления сервитута. Это выражается в указании реквизитов государственных органов или местного самоуправления, в документальном утверждении размещения будущих строительных объектов (коммуникационных трасс, нефтепроводов, путей и т.п.).
  4. Отображаются реквизиты органов уполномоченных утвердить программы развития коммунальных структур согласно публичному праву пользования участком.
  5. Для прошения, подаваемого в случае установления публичного пользования земельной территорией с последующей целью строения, реконструирования инженерного сооружения/объекта, требуется отображать в содержательной части целевые инвестиционные программы, которые послужат доказательством выдачи сервитута.
  6. Для прокладывания дорожного полотна и поездных путей в прошении указываются программы и проекты планировки, устройство пересечений в соответствии с муниципальными требованиями.
  7. Для размещения инженерных объектов согласно публичному сервитуту требуется ходатайствовать от имени уполномоченных органов, в прошении отображать проекты и территориальные планировки.
  8. Размещение объектов федерального и муниципального значения на требуемой земле указывается в ходатайстве путем прописывания реквизитов собственников, уполномоченных органов или муниципалитета, а так же указываются основные документы, по которым будет производиться стройка данных объектов.
  9. В прошении прописываются проектные сведения, информация об организациях и программах строительства и реконструкции на землях с публичным сервитутом, прописываются договора о подключении инженерных и коммуникационных сетей.

В документах не должно производится отображение сведений о строительных/инженерных объектах, которые по требованиям градостроительного законодательства не подлежат документальному фиксированию.

Не отображаются сведения об инженерных сооружениях по нормативам градостроительного законодательства в планировочной документации, также, как и реквизиты решений и распоряжений об утверждении территориального планирования.

🔻 Что должно быть указано в документе?

Согласно Земельному Кодексу РФ в статье 39.41 регламентировано содержание ходатайства. Последними изменениями Федеральным законом № 136 внесены следующие указания о составе ходатайства:

  1. Информация о заявителе:
    • наименование;
    • место его расположения;
    • государственный регистрационный номер;
    • идентификационный номер как налогоплательщика.
  2. Цель земельного пользования.
  3. Документальные сроки права пользования и отмены использования земельного участка.
  4. Доказательная база выдачи сервитута публичного вида.
  5. Правоподтверждение на реконструирование, эксплуатирование или строительство инженерных объектов (сетей, дорог, сооружений).
  6. Информация о собственнике строительных объектов, располагающихся на сервитутной земле.
  7. Кадастровые сведения об участке.
  8. Адрес, номер телефона заявителя.

Большим разделом является обоснование, в котором приводится следующее:

  • реквизиты решений об утверждении планирования, размещения, реконструирования или строительства;
  • реквизиты решений об утверждении проектов, строительства инженерных объектов или их реконструирования;
  • реквизиты решения об утверждении программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
  • сведения о решении изъятия земельной территории для государственных или муниципальных нужд;
  • проект организации строительства объекта федерального, регионального или местного значения;
  • сведения о договоре на подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, водопроводным сетям, сетям водоснабжения и (или) водоотведения, сетям газоснабжения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения;
  • расчеты и доводы целесообразности установления публичного сервитута;
  • обоснование невозможности проведения или строительства инженерных объектов.

Требования к форме ходатайства, содержанию обоснований необходимости оформления публичного сервитута устанавливаются исполнительной властью федерального уровня, которые осуществляют функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

🔹 Какие обоснования необходимости оформления ПС привести?

Для оформления права пользования согласно публичному сервитуту приводят обоснования его установления, законом регламентированы следующие обоснования:

  • проекты и планировки;
  • программы и строительные документы;
  • расчеты и договора.

Вся планировочная документация на осуществление работ на земельном участке должна быть утверждена, все реквизиты уполномоченных органов передаются к рассмотрению градостроительному отделу.

Распоряжения, проекты и планы будут служить доказательствами необходимости провести работы на земельном участке без его изъятия у владельца, но с предоставлением временного права собственности заявителю.

🔻 Что приложить?

В Земельном Кодексе помимо требований к оформлению ходатайственного прошения, указан перечень необходимой документации, прилагаемых к нему:

  • в электронном формате подаются документальные сведения о границах публичного сервитута, графическое описание и перечень координат по Единому государственному реестру недвижимости;
  • соглашения и договора заявителя с собственником сооружений/объектов;
  • копии документов, которые подтверждают право на инженерное сооружение, его строительство или реконструкцию;
  • документы для подтверждения полномочий представителя заявителя, если он действует через доверенное лицо.

На нашем сайте есть статьи, посвященные различным видам сервитута. Ознакомившись с ними, вы узнаете:

  • Что такое и как устанавливается частный сервитут и в чем его отличия с публичным?
  • Как готовят схему границ сервитута на кадастровом плане? может быть установлено обременение?
  • Каковы основания и порядок подачи иска об установлении сервитута на земельный участок?

🔻 Способы подачи и сроки рассмотрения

Ходатайственное прошение об установлении публичного сервитута и прилагаемый к нему пакет документации подаётся по желанию заявителя:

  1. личная подача в градостроительный отдел или администрацию;
  2. посредством почты на бумажном носителе, обязательно оформляется заказным письмом;
  3. в форме электронного пакета посредством использования сетевых ресурсов.

Заявитель может воспользоваться всеми способами, которые установлены земельным законодательством для прошения об изъятии земельных участков из государственных или муниципальных фондов.

После подачи пакета документации в отделение по рассмотрению земельных дел, уполномоченный сотрудник, который осуществляет постановление на публичный сервитут, должен рассмотреть прошение в течение 5 рабочих дней.

Уполномоченный сотрудник имеет право возвратить документацию заявителю, обосновав свое решение следующими формами:

  • прошение было подано в отдел, который не занимается рассмотрением земельных распределений, не наделен данными полномочиями и не оформляет публичные сервитуты;
  • заявитель не относится к категории, которая установлена в законодательном перечне по земельным вопросам;
  • поданное прошение не соответствует целям, регламентированным российским земельным законодательством;
  • к прошению поданы не все требуемые документы и обоснования;
  • поданные заявителем документы не отвечают законодательным нормам.

Ходатайство об установлении публичного сервитута подается согласно законодательным нормам и правилам. Основной порядок подачи и оформления регламентирован Земельным Кодексом, а также Федеральным Законом № 136. При наличии любой ошибки или документальной небрежности заявителю могут отказать в оформлении сервитута.

🔥 Статья 39.41 ЗК РФ. Ходатайство об установлении публичного сервитута

1) наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика;

2) цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса; 3) испрашиваемый срок публичного сервитута;

4) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения;

5) обоснование необходимости установления публичного сервитута;

6) указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения;

7) сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения;

8) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков;

9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем. 2. В обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены:

1) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение инженерных сооружений федерального, регионального или местного значения, в целях проведения инженерных изысканий для их строительства, реконструкции, а также в целях строительства или реконструкции таких инженерных сооружений, если такие инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности подлежат отображению в документах территориального планирования;

2) реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения, устройства пересечений указанных автомобильной дороги, железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами, примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, размещения автомобильной дороги, железнодорожных путей в туннелях, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей не требуется разработка документации по планировке территории;

3) реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которыми предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции инженерного сооружения, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения;

4) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если подается ходатайство об установлении публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, которые переносятся в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором они расположены, за исключением случаев подачи указанного ходатайства одновременно с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

5) проект организации строительства объекта федерального, регионального или местного значения в случае установления публичного сервитута для целей, предусмотренных подпунктом 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса;

6) договор о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям, тепловым сетям, водопроводным сетям, сетям водоснабжения и (или) водоотведения, сетям газоснабжения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения, в целях исполнения которого требуется размещение инженерного сооружения, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и размещение инженерного сооружения не предусмотрено документами, указанными в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.

3. Обоснование необходимости установления публичного сервитута, указанное в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, при отсутствии документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, должно также содержать:

1) расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, в том числе с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации инженерного сооружения, в целях размещения которого подано ходатайство об установлении публичного сервитута, обеспечения безопасности населения, существующих зданий, сооружений, а также соблюдения требований, установленных пунктами 8 и 9 статьи 23 настоящего Кодекса;

2) обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (а в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.39 настоящего Кодекса, также обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках, относящихся к имуществу общего пользования), таким образом, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам.

4. Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

5. К ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются:

1) подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

2) соглашение, заключенное в письменной форме между заявителем и собственником линейного объекта или иного сооружения, расположенных на земельном участке и (или) землях, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, об условиях реконструкции, в том числе переноса или сноса указанных линейного объекта, сооружения в случае, если осуществление публичного сервитута повлечет необходимость реконструкции или сноса указанных линейного объекта, сооружения;

3) копии документов, подтверждающих право на инженерное сооружение, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного сооружения, при условии, что такое право не зарегистрировано;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с ходатайством об установлении публичного сервитута обращается представитель заявителя.

6. Границы публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1 , 3 и 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон.

7. Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

8. Ходатайство об установлении публичного сервитута и прилагаемые к нему документы могут быть поданы по выбору заявителя лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке и способами, которые установлены в соответствии с настоящим Кодексом для ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

9. Орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута возвращает его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:

1) ходатайство подано в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, не уполномоченные на установление публичного сервитута для целей, указанных в ходатайстве;

2) заявитель не является лицом, предусмотренным статьей 39.40 настоящего Кодекса;

3) подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, не предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

4) к ходатайству об установлении публичного сервитута не приложены документы, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи;

5) ходатайство об установлении публичного сервитута и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

🔥 Соглашение об установлении сервитута: образец 2019 года

Согласно действующему законодательству, существует такая форма взаимоотношений, как соглашение о сервитуте. Под ним подразумевается получение возможности временно пользоваться определенной долей чужого имущества.

Соглашение об установлении сервитута содержит все тонкости и нюансы взаимодействия сторон и одинаково защищает о нежелательных последствий обоих. Договор составляется на объекты недвижимости, чаще всего на земельные участки. Сторонами соглашения могут выступать обычные граждане, юридические лица или коммерческие организации.

🔻 Что это такое

Соглашение об установлении сервитута – это документ, который имеет две стороны медали.

Соглашение об установлении сервитута

С одной стороны он является законным основанием для собственников недвижимых объектов, находящихся в худшем положении, пользоваться соседними землями, которые находятся в более выгодном положении.

Такой документ очень актуален для жителей частного сектора, в которых проход или проезд к одному участку возможен только через другой. При наличии данного документа владелец соседнего участка обязан обеспечить собственникам земли доступ к их территории.

С другой стороны, соглашение узаконивает обременение соседней земли, тем самым провоцируя ухудшение ее положения.

ВНИМАНИЕ! Соглашение об установлении сервитута – это мировое соглашение, которое заключается только тогда, когда оба его участника пришли к взаимному согласию.

Документ может быть подписан сторонами в том случае, когда обременение накладывается одним физическим, либо юридическим лицом на другое физическое, либо юридическое лицо. Это же правило действует в отношении коммерческих организаций, которые не относятся к государственным.

Законом установлено, что если одна из сторон договора – государство, то документ не будет иметь законной силы, а наложенное обременение будет зафиксировано административным актом.

Если стороны соглашения не нашли взаимовыгодного решения, будет назначено судебное заседание, в результате которого будут определены все условия и правила соглашения, период его действия, а также любые обременения, которые будут наложены на объект недвижимости:

  • Указание порядка эксплуатации недвижимого объекта.
  • Защита интересов каждой из сторон.
  • Определение режима использования недвижимого объекта.
  • Регистрация в государственных органах взаимоотношений сторон относительно недвижимости.

Соглашение заключается между двумя сторонами, ода из которых является собственником части недвижимости, на которую наложено обременение, а вторая сервитутом, или инициатором процесса.

🔻 Права и обязанности сторон договора

Права и обязанности сервитута:

  1. право использовать чужую недвижимость в собственных целях при условии соблюдения всех пунктов соглашения;
  2. если в процессе действия соглашения меняется владелец обременяемого имущества, сервитуарий имеет право на сохранение своих прав;
  3. сервитуарий не может изменить назначения объекта, его права определяются сферой действий;
  4. обязанность данной стороны соглашения – регистрация соглашения в государственных инстанциях и оплата всех расходов, которые с этим связаны;
  5. по завершению срока действия сторона обязуется зарегистрировать окончание срока действия.

Права и обязанности владельца предмета соглашения:

  • владелец обязан предоставить все необходимые условия для установления сервитута, в том числе обеспечить необходимую документацию на недвижимость;
  • обязан обеспечить исполнение пунктов сервитута пассивной или активной формы;
  • не должен препятствовать исполнению условий сервитута, а также использования сервитута его собственности в своих целях;
  • владелец недвижимости имеет право потребовать прекращения действия соглашения об установлении сервитута и запрета на доступ к земельному участку.

🔻 Содержание документа

Правила и порядок составления и заключения сервитута прописан в Гражданском кодексе. Именно поэтому пункты его содержания стандартные и также обозначены в данном законодательном акте:

  1. Преамбула. Эта часть документа отражает сведения о сторонах соглашения. Если вместо кого-либо из них выступает официальный представитель на основании доверенности, обязательно отразить это в данной части.
  2. Предмет соглашения. Данная часть предназначена для описания объекта недвижимости, а также определения закономерностей и правил составления сервитута и по каким причинам он понадобился.
  3. Величина оплаты за сервитут. Стоимость определяется заблаговременно, до заключения самого соглашения.
  4. Права и полномочия каждой стороны.
  5. Обстоятельства непреодолимой силы и алгоритм действия участников при их наступлении.
  6. Реквизиты и росписи обеих сторон.

Невзирая на то, что законодательным актом установлен перечень обязательных пунктов, на сегодняшний день существует множество других разделов и условий, перечень которых может быть включен в документ:

  • Кадастровые сведения. Подобная информация предоставляется собственником недвижимого объекта для ускорения процедуры оформления соглашения.
  • Информация об обременении, которое накладывается на недвижимый объект. При этом необходимо в обязательном порядке указать размер и площадь всего участка, и конкретно той доли, на которую накладывается обременение.
  • Сведения о том, для чего формируется обременение и на какой период времени.
  • Порядок, сроки и размер оплаты.

Помимо обязательных пунктов и условий к соглашению о принятии сервитута могут прилагаться дополнения:

  1. кадастровые бумаги на недвижимый объект;
  2. схема границ на кадастровом плане территории с обозначением границ той части, на которую накладываются обременения;
  3. определение стоимости сервитута.

Стороны соглашения могут добавить любой другой пункт, если по обоюдному согласию он обозначен, как важный и нужный критерий.

🔹 Образец

🔻 Перечень бумаг для оформления

Пакет документов в каждом конкретном случае определяется в индивидуальном порядке в зависимости от типа обременения и категории объекта недвижимости:

  • Ходатайство на установление.
  • Документы, подтверждающие личность каждой из сторон, если соглашение заключается между обычными гражданами.
  • Если интересы какой либо из сторон представляет стороннее лицо, требуется юридически оформленная доверенность.
  • Кадастровая документация с обозначением участков ограничения прав.
  • Документальное доказательство права владения участком.
  • Квитанция об оплате национальной пошлины.

Если сторонами договора являются коммерческие организации, или юридические лица, потребуется учредительная документация.

🔻 Условия заключения

Заключение соглашения об установлении сервитута возможно только тогда, когда стороны по обоюдному согласию пришли к единому мнению и обговорили условия взаимодействия.

ВНИМАНИЕ! В соответствие с законодательством, составление документа должно происходить не позднее, чем за тридцать календарных суток с момента урегулирования сторонами всех спорных вопросов.

Если требуется согласие на доступ к части недвижимого объекта, который принадлежит государству, этот срок может значительно растянуться. Это связано с тем, что период рассмотрения ходатайства на установление сервитута составляет 21 календарный день со дня его регистрации.

Соглашение об установлении сервитута

Соглашение сторон о присвоении сервитута составляется исключительно в письменной форме. Это связано с тем, что все критерии, которые прописаны в документе, возможно, потребуется подтвердить в судебном порядке.

После того, как договор составлен и подписан сторонами, требуется зарегистрировать его в государственных органах.

По длительности договоры могут быть краткосрочными – длительностью до 12 месяцев и долгосрочными, период действия которых превышает один год.

🔻 Что делать после

После составления и подписания соглашения потребуется зарегистрировать его в государственных органах. Однако термин регистрация соглашения отменен еще в марте 2013 года. Вместо самого сервитута регистрируется право, которое получает сервитуарий после подписания бумаги.

Процедура регистрации проводится в Росреестре. По факту ее проведения обеим сторонам выдается свидетельство о регистрации. Для проведения регистрации в Росреестр потребуется перечень документов:

  1. Заявление об установлении сервитута. Ходатайство должно быть составлено в письменной форме каждой из сторон.
  2. Составленное и подписанное соглашение. Его необходимо составить в трех экземплярах – по одному для каждой из участников и один в Росреестр.
  3. Квитанция об оплате национальной пошлины.

Все бумаги принимаются у заявителей на основании расписки, в которой указывается полный перечень документов, а также дата приема и регистрации ходатайства.

ВАЖНО! Если все необходимые бумаги присутствуют и оформлены надлежащим образом, их примут на рассмотрение. Для вынесения решения по закону отводится 21 календарный день.

При необходимости воспользоваться частью чужого недвижимого имущества, обязательно требуется заключить соглашение об установлении сервитута. Оно урегулирует все вопросы подобных ситуаций. Договор является гарантом исполнения сторонами своих обязательств по отношению друг к другу.

✅Остались вопросы? Задайте вопрос юристу бесплатно!

Оцените статью
Добавить комментарий