Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Вы можете получить бесплатную консультацию юриста:

  1. Задайте вопрос через через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию: Вся РФ - 8(800)707-64-25

Статья 278 УК РФ. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет .

Комментарий к статье 278 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — основы конституционного строя и безопасности Российской Федерации, конституционный порядок формирования и функционирования власти в стране, дополнительный — жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, свобода передвижения представителей власти, подвергшихся действиям насильственного характера, направленных на захват, удержание власти и изменение конституционного строя;
2) объективная сторона: действия насильственного характера, направленные на захват власти, удержание власти или изменение конституционного строя Российской Федерации.

Действия по захвату власти могут быть выражены в свержении законно сформированных органов власти и должностных лиц, присвоении их полномочий и провозглашении собственной власти. Действия по удержанию власти могут быть выражены в протесте о сложении полномочий действующими органами власти и должностными лицами, обязанными передать полномочия законно пришедшим к власти органам и лицам (в результате переизбрания, переназначения, отрешения от должности и т.д.), а также могут быть выражены в действиях по управлению захваченной территорией (органами власти), совершаемых лицами, незаконно пришедшими к власти и провозгласившими собственное правление. Действия по изменению конституционного строя Российской Федерации могут быть выражены в попытках изменения отдельных положений Главы 1 Конституции РФ, осуществляемых противоречащим Конституции РФ способом, с использованием действий насильственного характера.

Применение действий насильственного характера образует квалифицирующий состав данного преступления.

Организация вооруженного мятежа с целью свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации требует дополнительной квалификации по ст. 279 УК РФ. Совершение убийства при совершении действий по захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя Российской Федерации так же требует дополнительной квалификации по ст. 105, 277, 295, 317 УК РФ;
3) субъект: физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. При насильственном удержании власти субъект преступления может быть специальным — представители органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ, но незаконно удерживающие власть и не желающие слагать свои полномочия перед вновь избранной (назначенной) легитимной властью.

Настоящее преступление может быть совершено преступным сообществом (преступной организацией), если совершение захвата или удержания власти связано с получением прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды;
4) субъективная сторона: характеризуется умышленной формой вины с прямым умыслом. Лицо, осуществляющие насильственные действия по захвату власти, удержанию власти или изменению конституционного строя Российской Федерации осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.

Преступление, предусмотренное настоящей статьей, считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также действий направленных на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, вне зависимости от достижения поставленных целей.

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «О чрезвычайном положении»;
2) ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;
3) ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
4) ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
5) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
6) постановление Правительства РФ от 18.07.2008 N 545 «Об утверждении Правил компенсации убытков, понесенных владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и (или) перевозчиками в результате осуществления отдельных перевозок железнодорожным транспортом в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях».

3. Судебная практика:
1) кассационное определение СК по уголовным делам ВС РФ от 28.06.2007 N 20-О07-27;
2) кассационное определение СК по уголовным делам ВС РФ от 09.09.2008 N 26-О08-11СП;
3) постановление КС РФ от 19.04.2010 N 8-П;
4) постановление ВС РФ от 14.07.2010 N 74-П10;
5) кассационное определение СК по уголовным делам ВС РФ от 28.11.2012 N 30-О12-14.

Консультации и комментарии юристов по ст 278 УК РФ

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Ответственность за насильственный захват или удержание власти

278 статья УК РФ – из тех, случаи применения которых, как правило, фиксируются историей. Речь идет о «Насильственном захвате власти или насильственном удержании власти».

Из Конституции нашей страны следует, что главной властью в Российской Федерации выступает ее народ. Следовательно, только он и только легитимными методами может организовывать правительство. Любые посягательства на это право считаются посягательством на общество и его граждан – а такое преступление особенно опасно для страны и поэтому карается особо строго.

Ответственность за насильственный захват или удержание власти

Комментарии к статье 278 УК РФ проясняют, какие деяния подразумеваются ее формулировкой.

Подразделяются эти преступные действия на три типа:

  • насильственный захват власти;
  • насильственное удержание власти;
  • насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Во всех трех случаях речь идет о деянии государственного масштаба, особо опасном для страны и ее граждан, поэтому мера наказания за него – от 12 до 20 лет лишения свободы.

Подвиды преступлений по статье 278 УК РФ

Рассмотрим подробнее три разновидности деяний, подпадающих под действие статьи:

  • насильственный захват власти – это действия лица или группы лиц, не принадлежащих к власти, но принуждающих ее представителей путем применения насилия или удержания передать полномочия нарушителям закона;
  • насильственное удержание власти, напротив, совершается действующей законно избранной властью, когда ее представители нарушают порядок сменяемости правительства или препятствуют передаче власти, отказываясь признавать результаты выборов, референдумов и других законных актов, требующих их отставки;
  • изменение Конституционного строя Российской Федерации также подпадает под эту статью, поскольку напрямую влияет на государственное устройство страны и ее общества, что, разумеется, не может и не должно производиться по решению группы людей.

Объект и субъект преступления

При определении состава преступления по статье 278 Уголовного Кодекса РФ принципиально важным считается прямой умысел. Это значит, что поступки обвиняемого должны быть намеренными и запланированными именно с целью получения или сохранения власти. В умысле и заключается субъективная сторона преступления.

Под объективной стороной подразумевается, собственно, какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или ее удержание. При этом результат этого деяния, его удачное или неудачное завершение не имеют значения с точки зрения Уголовного Кодекса. Преступление считается совершенным тогда, когда совершены противоправные действия, независимо от достижения поставленных целей.

Важно. Говоря о «захвате власти», мы подразумеваем правительство как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Объектом преступления, описываемого статьей, в комментарии к ней называются общественные отношения и основы государственного строя. Субъектом – либо лицо или группа лиц старше 16 лет, либо, если ситуация включает насильственное удержание власти, представитель правительства, нарушивший закон.

Обвинены по статье 278 при этом могут быть как организаторы преступления, так и выполнявшие их указания исполнители.

Обвинение по статье

Стоит заметить, что не любое действие, направленное на захват власти, будет подпадать под статью 278 УК РФ: комментарии к ней подчеркивают грань, отделяющую, например, статью 275: «Государственная измена».

Под действие этой статьи преступление подпадает тогда, когда в события вовлечено иностранное государство; при этом оба обвинения выносятся отдельно. Также, обвиняемые по статье 278, зачастую виновны в убийстве – оно не входит в сопутствующие действия, следовательно, обвинение по нему выносится отдельно.

Несмотря на то, что нарушение по статье 278 УК РФ считается особо тяжким, виновный может избежать осуждения по нему. В первую очередь потому, что осуждены по этой статье могут быть, как уже было сказано, только лица старше 16 лет – тем, кто не достиг этого возраста, выносят обвинения по другим статьям. Еще один критерий – вменяемость виновного: неадекватное состояние и невозможность осознать свои действия могут помешать обвинению.

К тому же обвинение в насильственном захвате власти не всегда легко обосновать: составление доказательной части может стать серьезной проблемой. Отчасти это связано с бланкетным характером статьи: даже в полном тексте ст. 278 УК РФ с комментариями многие аспекты существуют лишь в виде ссылок на Конституцию РФ или разбираются в ходе дела.

Заключение

Судебные разбирательства по ст. 278 УК РФ могут быть значительно сложнее, чем по тем статьям, которые отличает наличие четких критериев и большого количества случаев. И это вполне понятно: действия, которые относятся к захвату власти, происходят не часто и носят исключительный характер. Поэтому сложно иметь готовую схему на их случай.

Тем не менее, вопросы защиты общественного и государственного строя — это та область, в которой всегда необходимы серьезные меры.

Напоследок напомним о, пожалуй, самом известном случае захвата власти в истории нашей страны.

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к статье 278

Объектом насильственного захвата или насильственного удержания власти являются общественные отношения, гарантирующие суверенитет Российского государства и суверенитет государственной власти.

Диспозиция комментируемой статьи является бланкетной, что предполагает для уяснения признаков состава преступления обращение к Конституции РФ, которая закрепляет основы формирования и функционирования органов власти. Конституция РФ, в частности, устанавливает, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3). Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.

10); ее осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды РФ (ст. 11); органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). В силу федеративного характера Российского государства Конституция РФ предусматривает функционирование двух уровней власти: федерального и субъектов РФ (ст. ст.

5, 11). Конституция РФ фиксирует и исходные положения, определяющие порядок формирования органов государственной власти России (ст. ст. 81, 96, 111, 118 и др.).

Толкование конституционных предписаний применительно к рассматриваемой статьей уголовного закона позволяет установить, что: 1) насильственный захват или насильственное удержание власти могут иметь место либо в отношении какой-то одной ветви власти либо носить широкомасштабный характер, направленный против всех субъектов власти; 2) преступление может быть совершено на различных уровнях осуществления власти: федеральном, региональном, муниципальном.

Статья 278 УК РФ предусматривает ответственность лишь за нарушение конституционных принципов и конституционного порядка формирования и осуществления власти в стране. В связи с этим действия, состоящие в нарушении частных правил формирования органов власти (нарушение порядка голосования, выдвижения или назначения кандидатур для занятия должностей в системе власти и т.п.), не затрагивающие принципиальных основ функционирования органов власти, не могут быть квалифицированы по ст. 278 УК РФ, но при наличии к тому оснований могут влечь ответственность по иным статьям уголовного закона.

Объективная сторона преступления выражена активными действиями, направленными на захват власти, удержание власти или изменение конституционного строя. Состав преступления формальный; оно считается оконченным с момента выполнения указанных в диспозиции ст. 278 УК РФ действий независимо от наступления каких-либо общественно опасных последствий.

Сами действия описаны законом альтернативно; для привлечения к ответственности достаточно выполнения хотя бы одного из них.

Захват власти означает попытку незаконного прихода к власти субъекта, которому эта власть не принадлежала. Он может выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих властные полномочия, их изоляции, самопровозглашении преступника на их месте, узурпации власти. Захват власти предполагает полное переподчинение себе виновным компетенции того или иного государственного органа власти в целом, незаконное завладение правом принимать решения и проводить через этот орган государственную политику. Присвоение полномочий конкретного должностного лица и совершение в связи с этим действий, причиняющих вред интересам граждан и организаций, квалифицируется согласно закону по ст.

288 УК РФ.

Удержание власти представляет собой попытку незаконного удержания власти лицом, которому ранее она принадлежала на законных основаниях. Лицо в этом случае продолжает исполнять свои государственно-властные полномочия после истечения их конституционного срока либо после принятия вышестоящим органом решения об отставке этого лица (роспуске коллегиального органа) и одновременно препятствует реализации полномочий законным органом власти.

Изменение конституционного строя заключается в противоправных попытках преобразовать систему экономических, политических, социальных, идеологических и иных отношений, закрепленных Конституцией РФ. Конституционный строй представляет собой систему социально-экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых Конституцией РФ и другими конституционно-правовыми актами; он всегда предполагает существование в государстве народного суверенитета, разделения властей, нерушимости и неотчуждаемости общепризнанных прав и свобод человека. Преступное изменение конституционного строя может осуществляться как лицами, захватившими или удерживающими власть, так и легитимно сформированными органами власти.

Для привлечения к ответственности по ст. 278 УК РФ достаточно совершения любого из указанных действий при условии, что оно: а) совершено в нарушение Конституции РФ; б) является насильственным.

Насильственный характер действий по захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя может проявляться в причинении вреда здоровью отдельным лицам, лишении их жизни, угрозах причинения различного вреда, предъявлении ультиматумов, блокировании работы конституционных органов власти, изоляции депутатов, захвате зданий и т.д. В ситуациях, когда насилие выразилось в совершении конкретных преступлений (убийство, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, организация массовых беспорядков, террористический акт и др.), содеянное виновным подлежит квалификации по совокупности преступлений. Отсутствие признака насилия в осуществлении действий по захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя исключает ответственность виновного по ст.

278 УК РФ.

С субъективной стороны преступление характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает общественную опасность совершаемых действий и преследует специальную цель захватить, удержать власть неконституционным путем, насильственно изменить конституционный строй в государстве. Мотивы совершения преступления (политические, экономические, религиозные и др.) не влияют на квалификацию, но могут быть приняты во внимание судом при определении размера наказания.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 278 УК РФ, является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Лица, не достигшие указанного возраста, в случае участия в действиях по насильственному захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя могут нести ответственность за иные преступления, признаки которых содержатся в фактически выполненных ими действиях.

Субъект преступления общий.

К ответственности по ст. 278 УК РФ могут быть привлечены как организаторы, руководители захвата, удержания власти или изменения конституционного строя, так и рядовые участники преступления. Вместе с тем при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности некоторых рядовых участников преступления следует устанавливать отсутствие обстоятельств, исключающих преступность деяний (в частности, признаков исполнения приказа или распоряжения).

На преступление, предусмотренное ст. 278 УК РФ, распространяется действие поощрительной нормы, содержащейся в примечании к ст. 275 УК РФ (см. комментарий к ст.

275 УК РФ).

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти Комментарий к статье 278

1. Объективную сторону данного состава преступления образуют действия, направленные: а) на насильственный захват власти или б) насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ либо в) насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в Российской Федерации (она разделяется на законодательную, исполнительную и судебную) осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации (ст. ст. 10, 11 Конституции РФ). Вместе с тем о насильственном захвате речь может идти лишь в отношении законодательной и исполнительной власти (исходя из специфики их функционирования).

3. Насильственный захват власти — это завладение его насильственным (преимущественно вооруженным) путем лицами, группировками, организацией, которым власть не принадлежала.

4. Насильственное удержание власти — это насильственное ее сохранение в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону (Конституции).

5. О понятии конституционного строя см. комментарий к ст. 275.

6. Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъектом насильственного удержания власти является бывший носитель государственной власти, по Конституции обязанный передать ее другим лицам (лицу).

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, и желает этого.

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Законодательство РФ

  • Постановление Президиума ВС РФ от 21.07.2021 N 195П20
  • Постановление Президиума ВС РФ от 21.07.2021 N 132П21
  • Постановление Президиума ВС РФ от 21.07.2021 N 24П21
  • Постановление Президиума ВС РФ от 21.07.2021 N 111П21
  • Постановление Президиума ВС РФ от 21.07.2021 N 73П21
  • Постановление Президиума ВС РФ от 21.07.2021 N 118П21
  • Постановление Президиума ВС РФ от 21.07.2021 N 102П21
  • Постановление Президиума ВС РФ от 21.07.2021 N 126П21
  • Постановление Президиума ВС РФ от 14.07.2021 N 222П20
  • Постановление Президиума ВС РФ от 14.07.2021 N 55-П21

Популярные статьи и материалы

ФЗ о страховых пенсиях

ФЗ о пожарной безопасности

ФЗ об образовании

ФЗ о государственной гражданской службе

ФЗ о государственном оборонном заказе

О защите прав потребителей

ФЗ о противодействии коррупции

ФЗ об охране окружающей среды

ФЗ о бухгалтерском учете

ФЗ о защите конкуренции

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

ФЗ о прокуратуре

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

ФЗ о персональных данных

ФЗ о госзакупках

ФЗ об исполнительном производстве

ФЗ о воинской службе

ФЗ о банках и банковской деятельности

Проценты по денежному обязательству

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Уклонение от исполнения административного наказания

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Особенности правового положения казенных учреждений

Общие основания прекращения трудового договора

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

✅Остались вопросы? Задайте вопрос юристу бесплатно!

Оцените статью
Добавить комментарий