Статья 279. Вооруженный мятеж

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Вы можете получить бесплатную консультацию юриста:

  1. Задайте вопрос через через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию: Вся РФ - 8(800)707-64-25
Содержание статьи

Статья 279. Вооруженный мятеж

Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к статье 279

Объектом вооруженного мятежа выступают общественные отношения, гарантирующие суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации.

Вооруженный мятеж представляет собой активную, насильственную, совершаемую с применением или угрозой применения оружия деятельность широкого круга лиц, направленную на свержение, изменение конституционного строя либо нарушение территориальной целостности РФ. Сама по себе эта деятельность может быть выражена в самопровозглашении отдельной территории РФ независимым государством, вооруженном захвате власти, применении репрессий в отношении должностных лиц законно образованных органов власти, неподчинении требованиям федеральных властей, вооруженном сопротивлении воинским контингентам, призванным восстановить конституционный правопорядок, и т.д.

Под вооруженностью следует понимать наличие у участников мятежа огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия. Использование участниками мятежа непригодного к целевому применению оружия или его макетов не может рассматриваться в качестве признака их вооруженности. Мятеж признается вооруженным при наличии оружия хотя бы у одного из его участников и осведомленности об этом других лиц, участвующих в мятеже <1>. Признак вооруженности следует устанавливать и в случае, когда участники мятежа владеют или используют оружие, оборот которого не регламентирован Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" <2> и которое состоит на вооружении в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба <3>. Таковым, например, следует считать ядерное, биологическое, химическое оружие.

В случае реального применения участниками мятежа оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ, содеянное образует совокупность с преступлением, предусмотренным ч. 2 ст. 356 УК РФ.

<1> По аналогии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. N 1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм".

<2> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст.

5681.

<3> По аналогии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств".

Обязательным признаком мятежа следует считать его массовый характер. Это оценочный признак. Главное здесь не количество участников мятежа, сколько его масштабы, которые должны оцениваться исходя из всех конкретных обстоятельств дела: региональных факторов, ориентированности мятежа на определенную профессиональную или политическую принадлежность участников, характера связей между участниками и т.д.

От массового, в том числе и вооруженного, неповиновения законным требованиям власти мятеж отличается, во-первых, отсутствием определенного, конкретного требования или распоряжения, от исполнения которого уклоняется субъект; а во-вторых, своей направленностью на изменение конституционного строя в целом или на нарушение территориальной целостности РФ.

Объективная сторона преступления состоит из двух альтернативных действий — организации вооруженного мятежа или активного участия в нем. Состав преступления является формальным. Однако момент окончания преступления для организаторов и активных участников различен.

Действия организаторов следует считать оконченными с момента, когда начался вооруженный мятеж; если действия, направленные на организацию вооруженного выступления, не привели к таковому, их целесообразно рассматривать как покушение на организацию вооруженного мятежа. Действия активных участников вооруженного мятежа следует признавать оконченными с момента их непосредственного совершения.

Организация вооруженного мятежа заключаются в подборе и организации людей, склонных к совершению насильственных действий, агрессивных и желающих публично выражать свое недовольство жизнью или психически неуравновешенных лиц. Организаторы мятежа могут проводить работу по вооружению этих людей, подготовке предметов, которые могут быть использованы ими в качестве оружия, планируют развитие беспорядков, распределяют между собой роли при их проведении, готовят и обучают так называемых провокаторов и боевиков, воздействуют на настроения людей непосредственно на мероприятии, распространяя листовки с призывами к насильственным действиям, организуют выступления специально подготовленных ими ораторов. Непосредственно в процессе мятежа организаторы лично либо через своих доверенных лиц руководят действиями участников, координируют их для наиболее эффективного сопротивления правоохранительным органам, постоянно поддерживают у людей возбужденное и агрессивное настроение выдвижением новых лозунгов, сообщением сведений, вызывающих возмущение людей, и т.д.

Организационная деятельность, направленная к совершению мятежа, может состоять в создании экстремистской организации, преступного сообщества, банды, незаконного вооруженного формирования. Ввиду того что эти действия предусмотрены самостоятельными статьями УК РФ, ответственность за них должна наступать по правилам совокупности преступлений <1>.

<1> Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ по делу А., К. и др. // Судебная практика по уголовным делам / Сост. Е.П. Кудрявцева, О.В.

Науменко, С.А. Разумов. М., 2004.

С. 72 — 73.

Среди организаторских действий отчетливо выделяются две группы: действия, совершаемые до начала мятежа (собственно организация), и действия, совершаемые в процессе мятежнических выступлений (руководство мятежом). И те и другие представляют высокую общественную опасность и квалифицируются по ст. 279 УК РФ.

Участие в мятеже предполагает совершение любых активных действий, кроме организаторских: подстрекательство к мятежу, пособничество ему, совершение непосредственных мятежнических действий (например, захват власти, применение насилия, сопротивление федеральным воинским контингентам и т.д.). Указание в законе на признак активности участия в совершении мятежа позволяет правоприменителю самостоятельно оценивать характер и степень опасности действий тех или иных лиц для решения вопроса о привлечении их к уголовной ответственности, служит критерием отграничения простого нахождения (пребывания) в толпе во время мятежа от собственно участия в нем. Указанный признак является оценочным.

Деятельность участников вооруженного мятежа с точки зрения уголовного закона подлежит следующей оценке: 1) если она отличалась активностью, то должна быть квалифицирована по ст. 279 УК РФ; 2) если активное участие в мятеже проявлялось в совершении каких-либо конкретных преступлений (убийств, грабежей, хранении оружия и т.д.), то наряду с квалификацией по ст. 279 УК РФ содеянное виновным подлежит самостоятельной оценке по соответствующим статьям УК РФ согласно правилам совокупности преступлений.

Субъективная сторона организации и активного участия в вооруженном мятеже характеризуется виной в форме умысла и специальной целью — свержением или насильственным изменением конституционного строя РФ либо нарушением территориальной целостности России.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Субъект общий. Организаторы и участники мятежа, не достигшие указанного возраста, могут нести ответственность за фактически совершенные преступления, ответственность за которые наступает с четырнадцати лет.

Статья 279. Вооруженный мятеж

Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 279 УК РФ

1. В комментируемой статье под вооруженным мятежом понимается массовое выступление значительного числа лиц, обладающих признаком вооруженности против легитимной власти в Российской Федерации, с целью изменения конституционного строя либо нарушения национальной территориальной целостности, осуществляемое на федеральном уровне или в субъектах РФ.

Вооруженность при совершении мятежа означает наличие у участников огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия. Использование участниками мятежа непригодного к целевому применению оружия или его макетов не может рассматриваться в качестве признака вооруженности этих лиц. Для наличия в действиях состава преступления достаточно установить, что исправное оружие имелось хотя бы у одного из соучастников преступления, а также наличие осведомленности об этом других соучастников.

При определении признака вооруженности следует исходить не только из положений Закона об оружии, но и учитывать, что мятежниками может применяться оружие, оборот которого не регламентирован данным законом, но оно находится на вооружении в частях Минобороны России (оружие массового поражения).

Объектом данного преступления являются общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны государственного суверенитета и территориальной целостности РФ.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Признак массовости при совершении вооруженного мятежа является конститутивным и означает, что количество участников данного преступления должно быть многочисленным, т.е. состоящим из большого числа лиц. При этом оценка критерия массовости производится в совокупности со всеми обстоятельствами, имеющими доказательственное значение.

Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем могут быть совершены и в законных вооруженных формированиях, отказавшихся подчиняться закону и имеющих целью совершить насильственные действия, направленные на изменение конституционного строя РФ или изменение ее территориальной целостности. В силу ч. 4 ст. 3 Конституции захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Запрещается создание вооруженных формирований (ч. 5 ст. 13 Конституции).

2. Объективная сторона вооруженного мятежа заключается в его организации либо в активном участии в нем, т.е. действия виновного носят характер альтернативных.

Состав преступления сконструирован как формальный, что предполагает отсутствие последствий и причинно-следственной связи как обязательных элементов объективной стороны. Мятеж считается оконченным с момента вооруженного выступления с требованиями свержения или изменения конституционного строя или нарушения целостности государства и угрозой осуществить свои требования вооруженной силой. При этом момент окончания преступления различен для соучастников. Для организатора мятежа моментом окончания преступления будет являться непосредственное вооруженное восстание мятежников.

В свою очередь, для исполнителя моментом окончания преступления будет являться начало совершения действий, направленных на непосредственное участие в вооруженном мятеже.

Действия организатора могут выражаться в создании преступного сообщества, вербовке и подготовке участников мятежа, планировании мятежа, распределении ролей соучастников и т.п. Они могут заключаться не только в создании необходимых условий, но и в непосредственном руководстве и координации действий мятежников непосредственно при совершении мятежа.

Нельзя рассматривать как организаторские действия подстрекательство или пособничество в совершении преступления, такие действия следует расценивать как исполнительские, поскольку при подстрекательстве отсутствуют обязательные признаки организации. Подстрекатель лишь склоняет к совершению преступления, что более близко к соисполнительству, тогда как провокаторы обязательно присутствуют в толпе мятежников, призывают к применению насилия, различным образом влияют на настроение толпы. При этом независимо от числа лиц, провоцирующих совершение преступления, все они подчинены воле одного лица (или группы лиц), которые и признаются организаторами.

В том случае, если организатором совершены все действия, направленные на выполнение объективной стороны преступления исполнителями, но по независящим от него причинам непосредственное совершение преступления начато не было, действия организатора квалифицируются с применением ч. 3 ст. 30 УК как покушение на организацию мятежа.

В том случае, если при организации мятежа была создана банда или преступное сообщество, то ответственность за такие действия наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 279 УК и соответствующей статьей Особенной части УК.

Активное участие предполагает не просто нахождение в составе мятежных вооруженных формирований, а непосредственное совершение действий, направленных на достижение целей мятежа (захват правительственных зданий, складов оружия, захват заложников и т.п.) (Определение N 20-099-66 ).
———————————
Судебная практика по уголовным делам / Под ред. В.М. Лебедева.

М., 2004. С. 75 — 76.

Совершение мятежниками актов терроризма, убийств, наступление иных физических и материальных последствий вооруженного мятежа следует квалифицировать по совокупности с соответствующей статьей Особенной части УК.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. При этом обязательным признаком выступают цели свержения конституционного строя, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности РФ. Отсутствие одной из таких целей исключает ответственность по комментируемой статье.

4. Субъект преступления общий, им признается физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица, не достигшие возраста уголовной ответственности по данной статье, привлекаются за конкретные совершенные ими преступления.

Статья 279 УК РФ. Вооруженный мятеж

Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет .

Комментарий к статье 279 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основы конституционного строя, территориальная целостность и безопасность Российской Федерации;
2) объективная сторона: организация вооруженного мятежа либо активное участие в вооруженном мятеже — действия по объединению и управлению группой вооруженных людей, которые предпринимают меры по свержению действующей власти, захвату власти в стране или отдельном регионе, совершают или угрожают совершить насильственное изменение конституционного строя, нарушить территориальную целостность РФ;
3) субъект: лицо, достигшее 16 лет, являющееся организатором или активным участником мятежа.

Организатором вооруженного мятежа признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими (см. ст. 33 УК РФ и комментарий к ней). Активное участие в мятеже означает совершение действий, направленных на достижение целей вооруженного выступления;
4) субъективная сторона: характеризуется прямым умыслом и специальными целями: свержения, насильственного изменения конституционного строя РФ либо нарушения территориальной целостности РФ.

Организация вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, подлежит дополнительной квалификации по ст. 208 УК РФ.

Свержение или изменение конституционного строя предполагает действия насильственного характера по изменению существующего в стране государственного устройства, гарантированных прав и свобод человека и гражданина, обеспеченных в соответствии с основным законом государства — Конституцией.

Изменение территориальной целостности Российской Федерации заключается в действиях по отторжению части территории Российской Федерации, провозглашению ее независимости и нарушению существующего согласно Конституции РФ административно-территориального устройства государства и принципов федеративного устройства.

Преступление считается оконченным с момента осуществления вооруженного выступления, целью которого является свержение или насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, либо нарушение ее территориальной целостности.

2. Применимое законодательство:
1) ФКЗ «О чрезвычайном положении»;
2) ФЗ «Об оружии»;
3) ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
4) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
5) Указ Президента РФ от 07.02.2000 N 318 «Об утверждении Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках» (раздел 3, п.4. Обязанности органов безопасности в войсках);
6) Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (раздел 2, п.6. Основные задачи ФСБ России);
7) постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16.08.99 N 4277-2 ГД «О ситуации в Республике Дагестан в связи с вторжением на территорию Республики Дагестан незаконных вооруженных формирований и мерах по обеспечению безопасности Республики Дагестан».

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 17.01.2001 N 1128-П00;
2) постановление ВС РФ от 21.03.2001 N 175-П01ПР;
3) постановление ВС РФ от 14.07.2010 N 72-П10;
4) постановление КС РФ от 19.04.2010 N 8-П.

Консультации и комментарии юристов по ст 279 УК РФ

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 279 УК РФ. Вооруженный мятеж (действующая редакция)

Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Статья 278 Статья 279 Статья 280 Постоянная ссылка на документ URL документа [ скопировать ] HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ] BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ] в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ] Скачать документ в формате

Судебная практика по статье 279 УК РФ:

Хабаров осужден за содействие террористической деятельности путем склонения, вооружения, финансирования лиц в целях совершения преступления, предусмотренного ст. 279 УК РФ, а также за незаконную передачу огнестрельного оружия, основных частей и боеприпасов к нему взрывчатых веществ, взрывных устройств и незаконное хранение огнестрельного оружия, основных частей и боеприпасов.

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений предусмотренных ст.ст. 279 , 317 УК РФ, назначено пожизненное лишение свободы.

Кроме того, Х содействовал террористической деятельности путем склонения, вооружения, финансирования лиц в целях совершения преступления, предусмотренного статьей 279 Уголовного кодекса Российской Федерации, передав огнестрельное оружие, основные части и боеприпасы к нему, взрывчатые вещества, взрывные устройства, а также незаконно хранил огнестрельное оружие, основные части и боеприпасы.

Статья 279 УК РФ. Вооруженный мятеж

Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Задайте вопрос юристу:

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ст. 279 УК РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

"О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" и от 28 июня 2011 года N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности"

"О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности"

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по УК РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

"О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве"

"О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате"

Законы Российской Федерации по ст. 279 УК РФ

"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

"О противодействии терроризму"

Законы Российской Федерации по УК РФ

"О Российском Фонде Прямых Инвестиций"

"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по УК РФ

"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы"

"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")

"Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге" (вместе с "Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге")

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по ст. 279 УК РФ

"О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Евразийским банком развития о сотрудничестве и взаимной помощи в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

"О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным банком экономического сотрудничества о сотрудничестве и взаимной помощи в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по УК РФ

"Об утверждении перечня главных администраторов доходов федерального бюджета"

"Об утверждении Положения об официальных и о специальных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

"Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год" (вместе с "Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год")

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 279 УК РФ

"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.07.2020 N 58844)

"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.07.2020 N 58843)

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по УК РФ

"Агентство по страхованию вкладов" (утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 15.05.2014, протокол N 58) (ред. от 27.09.2021)

"По делу о проверке конституционности пункта 4 части первой статьи 135, статьи 401.6 и пункта 1 части второй статьи 401.10 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.П. Атрощенко"

✅Остались вопросы? Задайте вопрос юристу бесплатно!

Оцените статью
Добавить комментарий