< path d = "M374.456,293.506c-9.7-10.1-21.4-15.5-33.8-15.5c-12.3,0-24.1,5.3-34.2,15.4l-31.6,31.5c-2.6-1.4-5.2-2.7-7.7-4c-3.6-1.8-7-3.5-9.9-5.3c-29.6-18.8-56.5-43.3-82.3-75c-12.5-15.8-20.9-29.1-27-42.6c8.2-7.5,15.8-15.3,23.2-22.8c2.8-2.8,5.6-5.7,8.4-8.5c21-21,21-48.2,0-69.2l-27.3-27.3c-3.1-3.1-6.3-6.3-9.3-9.5c-6-6.2-12.3-12.6-18.8-18.6c-9.7-9.6-21.3-14.7-33.5-14.7s-24,5.1-34,14.7c-0.1,0.1-0.1,0.1-0.2,0.2l-34,34.3c-12.8,12.8-20.1,28.4-21.7,46.5c-2.4,29.2,6.2,56.4,12.8,74.2c16.2,43.7,40.4,84.2,76.5,127.6c43.8,52.3,96.5,93.6,156.7,122.7c23,10.9,53.7,23.8,88,26c2.1,0.1,4.3,0.2,6.3,0.2c23.1,0,42.5-8.3,57.7-24.8c0.1-0.2,0.3-0.3,0.4-0.5c5.2-6.3,11.2-12,17.5-18.1c4.3-4.1,8.7-8.4,13-12.9c9.9-10.3,15.1-22.3,15.1-34.6c0-12.4-5.3-24.3-15.4-34.3L374.456,293.506z M410.256,398.806C410.156,398.806,410.156,398.906,410.256,398.806c-3.9,4.2-7.9,8-12.2,12.2c-6.5,6.2-13.1,12.7-19.3,20c-10.1,10.8-22,15.9-37.6,15.9c-1.5,0-3.1,0-4.6-0.1c-29.7-1.9-57.3-13.5-78-23.4c-56.6-27.4-106.3-66.3-147.6-115.6c-34.1-41.1-56.9-79.1-72-119.9c-9.3-24.9-12.7-44.3-11.2-62.6c1-11.7,5.5-21.4,13.8-29.7l34.1-34.1c4.9-4.6,10.1-7.1,15.2-7.1c6.3,0,11.4,3.8,14.6,7c0.1,0.1,0.2,0.2,0.3,0.3c6.1,5.7,11.9,11.6,18,17.9c3.1,3.2,6.3,6.4,9.5,9.7l27.3,27.3c10.6,10.6,10.6,20.4,0,31c-2.9,2.9-5.7,5.8-8.6,8.6c-8.4,8.6-16.4,16.6-25.1,24.4c-0.2,0.2-0.4,0.3-0.5,0.5c-8.6,8.6-7,17-5.2,22.7c0.1,0.3,0.2,0.6,0.3,0.9c7.1,17.2,17.1,33.4,32.3,52.7l0.1,0.1c27.6,34,56.7,60.5,88.8,80.8c4.1,2.6,8.3,4.7,12.3,6.7c3.6,1.8,7,3.5,9.9,5.3c0.4,0.2,0.8,0.5,1.2,0.7c3.4,1.7,6.6,2.5,9.9,2.5c8.3,0,13.5-5.2,15.2-6.9l34.2-34.2c3.4-3.4,8.8-7.5,15.1-7.5c6.2,0,11.3,3.9,14.4,7.3c0.1,0.1,0.1,0.1,0.2,0.2l55.1,55.1C420.456,377.706,420.456,388.206,410.256,398.806z" / > < path d = "M256.056,112.706c26.2,4.4,50,16.8,69,35.8s31.3,42.8,35.8,69c1.1,6.6,6.8,11.2,13.3,11.2c0.8,0,1.5-0.1,2.3-0.2c7.4-1.2,12.3-8.2,11.1-15.6c-5.4-31.7-20.4-60.6-43.3-83.5s-51.8-37.9-83.5-43.3c-7.4-1.2-14.3,3.7-15.6,11S248.656,111.506,256.056,112.706z" / > < path d = "M473.256,209.006c-8.9-52.2-33.5-99.7-71.3-137.5s-85.3-62.4-137.5-71.3c-7.3-1.3-14.2,3.7-15.5,11c-1.2,7.4,3.7,14.3,11.1,15.6c46.6,7.9,89.1,30,122.9,63.7c33.8,33.8,55.8,76.3,63.7,122.9c1.1,6.6,6.8,11.2,13.3,11.2c0.8,0,1.5-0.1,2.3-0.2C469.556,223.306,474.556,216.306,473.256,209.006z" / >

Бесплатная консультация юриста

8(800)707-64-25

Бесплатная консультация юриста

Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Вы можете получить бесплатную консультацию юриста:

  1. Задайте вопрос через через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию: Вся РФ - 8(800)707-64-25

🔥 Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

1. Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции )

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

🔥 Статья 285.3. УК РФ

🔥 Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

1. Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

🔥 Комментарии к статье 285.3 УК РФ

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 147-ФЗ УК РФ дополнен ст. 285.3, устанавливающей ответственность за внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений.

Данное преступление отнесено законодателем к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Основной объект преступления — регламентированная законодательством деятельность публичного аппарата власти и управления по ведению единых государственных реестров, предусмотренных законодательством РФ. В качестве дополнительного объекта преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 285.3 УК РФ, выступают конституционные права человека и гражданина, охраняемые законом экономические и иные интересы граждан, организаций и государства.

Статьей 285.3 УК РФ предусмотрены альтернативно два предмета преступления. Первым предметом преступления выступают единые государственные реестры, которые представляют собой федеральные информационные ресурсы. Характер единых государственных реестров, их содержание, порядок и субъект ведения реестров устанавливаются на законодательном уровне и конкретизируются в соответствующих постановлениях Правительства РФ.

В этой связи для установления предмета рассматриваемого преступления в каждом конкретном случае на основе нормативных правовых актов необходимо устанавливать, относится ли тот или иной документ к категории единых государственных реестров.

К примеру, ст. 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы .

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч.

I). Ст. 3431.

Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.

Ведение указанных выше государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 285.3 УК РФ предмет преступления будет иметь место только в том случае, когда государственный реестр предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Вторым предметом преступления являются документы, на основании которых были внесены запись или изменение в единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, законодатель указывает на два обязательных признака второго предмета преступления. Документы, о которых идет речь в ст. 285.3 УК РФ, должны являться основанием для внесения записей в единые государственные реестры, и эти документы должны подлежать обязательному хранению на основании законодательства Российской Федерации.

Рассмотрим вопрос о втором предмете преступления опять же на примере регистрации юридических лиц. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к числу документов, представляемых, например, при государственной регистрации создаваемого юридического лица, относятся:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии) и другие документы.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 указанного Закона записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации, т.е. на основании документов, перечисленных выше.

И наконец, ч. 3 ст. 5 этого же Закона установлено, что порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти .

Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439» (в ред. от 9 марта 2010 г.) // СЗ РФ. 2003. N 43.

Ст. 4238.

Таким образом, перечисленные выше документы являются основанием для внесения записей в единый государственный реестр и подлежат обязательному хранению, что установлено законодательством Российской Федерации. Эти обстоятельства позволяют отнести данные документы к предмету преступления, предусмотренному ст. 285.3 УК РФ.

Аналогично должен решаться вопрос и в отношении иных документов.

Говоря о втором предмете преступления, следует обратить внимание и на то обстоятельство, что закон говорит о документах как предмете преступления только в том случае, если на их основании были внесены запись или изменение в единый государственный реестр. А если такие записи не производились? В этом случае буквальное толкование закона позволяет говорить об отсутствии предмета преступления.

Объективная сторона преступления выражается в действии, но ее содержание будет различаться в зависимости от того, что является предметом преступления.

Что касается единого государственного реестра, то объективная сторона преступления может заключаться только во внесении в него заведомо недостоверных сведений. Характер сведений, подлежащих внесению в единый государственный реестр, является разным в зависимости от вида реестра. Так, в государственный реестр юридических лиц включаются сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а именно: полное и (в случае если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке; организационно-правовая форма; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; способ образования юридического лица (создание или реорганизация); сведения об учредителях (участниках) юридического лица и т.д.

Недостоверные сведения — это сведения, полностью или частично не соответствующие действительности, искажающие ее. Внесение таких сведений в единый государственный реестр может быть осуществлено как на первоначальном этапе внесения сведений в реестр, так и на последующем этапе — дополнения или изменения ранее внесенных сведений.

В тех случаях, когда предметом преступления выступают документы, на основании которых были внесены запись или изменение в единый государственный реестр, объективная сторона преступления выражается в уничтожении или подлоге документов.

Под уничтожением документов следует понимать любое действие, результатом которого будет являться приведение документа в полную негодность (сожжение, воздействие кислотой и тому подобные действия). Уничтоженный документ не подлежит восстановлению и не может использоваться в качестве документа.

Подлог является обобщающим понятием, включающим в себя как внесение в документ заведомо ложных сведений, так и внесение в документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Внесение в документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставлении даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо подделке подписи на документе.

Внесение в документ исправлений, искажающих его действительное содержание, — это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).

Тот факт, что законодатель, как отмечалось выше, поместил комментируемую статью в главу о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, позволяет говорить о том, что рассматриваемые действия (внесение заведомо ложных сведений, уничтожение, подлог) должны обладать связью со служебными полномочиями виновного лица и осуществляться именно в связи со служебными обязанностями. Отсутствие этой связи будет означать и отсутствие рассматриваемого состава преступления. В таком случае действия виновного при наличии соответствующих обстоятельств могут быть квалифицированы, например, по ст.

327 УК РФ.

Состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.3 УК РФ, является формальным. Преступление окончено с момента совершения действий, указанных в диспозиции нормы.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.3 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого умысла. Указание законодателя на заведомость знания виновным необходимых обстоятельств означает наличие точного знания недостоверности соответствующих сведений.

Субъект преступления специальный. Субъектом внесения заведомо недостоверных сведений в единый государственный реестр может быть только должностное лицо, а субъектом уничтожения или подлога документов может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

Частью 2 ст. 285.3 УК РФ установлена более строгая ответственность за рассмотренные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору. Понятие группы лиц по предварительному сговору приведено в ч. 2 ст. 35 УК РФ.

Применительно же к составу преступления, предусмотренному ст. 285.3 УК РФ, следует обратить внимание на наличие специального субъекта. С позиции формы соучастия это означает, что группу лиц могут образовать лишь субъекты, обладающие определенными признаками.

Так, группу лиц применительно к внесению заведомо недостоверных сведений в единый государственный реестр могут образовать лишь должностные лица, а группу лиц применительно к уничтожению или подлогу документов — государственные или муниципальные служащие, которые могут быть как должностными, так и недолжностными лицами.

Особо квалифицированный состав образует любое из рассмотренных деяний, если оно повлекло тяжкие последствия. Понятие тяжких последствий относится к категории оценочных. Их наличие должно определяться в каждом конкретном случае.

Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 285.3 УК РФ, следует, например, понимать такие последствия совершения преступления, как нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

🔥 Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

1. Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

🔥 Комментарий к Ст. 285.3 УК РФ

1. Федеральным законом от 01.07.2010 N 147-ФЗ УК дополнен ст. 285.3, устанавливающей ответственность за внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений.

Данное преступление отнесено законодателем к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

2. Комментируемой статьей предусмотрены альтернативно два предмета преступления. Первым предметом преступления выступают единые государственные реестры, которые представляют собой федеральные информационные ресурсы. Характер единых государственных реестров, их содержание, порядок и субъект ведения реестров устанавливаются на законодательном уровне и конкретизируются в соответствующих постановлениях Правительства РФ.

В этой связи для установления предмета рассматриваемого преступления в каждом конкретном случае на основе нормативных правовых актов необходимо устанавливать, относится ли тот или иной документ к категории единых государственных реестров.

Например, ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 29.12.2012) установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1).

Ст. 3431; 2003. N 26. Ст.

2565; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч.

1). Ст. 5037; 2004. N 45. Ст.

4377; 2005. N 27. Ст. 2722; 2007. N 7. Ст.

834; N 30. Ст. 3754; N 49. Ст. 6079; 2008.

N 18. Ст. 1942; N 30 (ч. 2). Ст.

3616; N 44. Ст. 4981; 2009.

N 1. Ст. 19, 20, 23; N 29. Ст. 3642; N 52 (ч.

1). Ст. 6428; 2010.

N 21. Ст. 2526; N 31.

Ст. 4196; N 49. Ст. 6409; N 52 (ч. 1).

Ст. 7002; N 29. Ст. 3880; РГ.

2011. N 159; СЗ РФ. 2011.

N 49 (ч. 5). Ст.

7061; 2012. N 14. Ст. 1553; N 31.

Ст. 4322.

Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Ведение указанных выше государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с комментируемой статьей предмет преступления будет иметь место только в том случае, когда государственный реестр предусмотрен законодательством РФ.

Вторым предметом преступления являются документы, на основании которых были внесены запись или изменение в единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, законодатель указывает на два обязательных признака второго предмета преступления. Документы, о которых идет речь в комментируемой статье, должны являться основанием внесения записей в единые государственные реестры, и эти документы должны подлежать обязательному хранению на основании законодательства РФ.

Рассмотрим вопрос о втором предмете преступления опять же на примере регистрации юридических лиц. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к числу документов, представляемых, например, при государственной регистрации создаваемого юридического лица, относятся:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии) и другие документы.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 указанного Закона записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации, т.е. на основании документов, перечисленных выше.

И наконец, ч. 3 ст. 5 этого же Закона установлено, что порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти .
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439» (в ред. от 22.12.2011) // СЗ РФ. 2003. N 43. Ст. 4238; 2004.

N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст.

5546; 2010. N 11. Ст. 1224; 2012.

N 1. Ст. 136.

Таким образом, перечисленные выше документы являются основанием внесения записей в Единый государственный реестр и подлежат обязательному хранению, что установлено законодательством РФ. Эти обстоятельства позволяют отнести данные документы к предмету преступления, предусмотренному комментируемой статьей. Аналогично должен решаться вопрос и в отношении иных документов.

Говоря о втором предмете преступления, следует обратить внимание и на то обстоятельство, что закон говорит о документах как предмете преступления только в том случае, если на их основании были внесены запись или изменение в Единый государственный реестр. А если такие записи не производились? В этом случае буквальное толкование закона позволяет говорить об отсутствии предмета преступления.

3. Объективная сторона преступления выражается в действии, но ее содержание будет различаться в зависимости от того, что является предметом преступления.

Что касается Единого государственного реестра, то объективная сторона преступления может заключаться только во внесении в него заведомо недостоверных сведений. Характер сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр, является разным в зависимости от вида реестра. Так, в государственный реестр юридических лиц включаются сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а именно полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке; организационно-правовая форма; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; способ образования юридического лица (создание или реорганизация); сведения об учредителях (участниках) юридического лица и т.д.

Недостоверные сведения — это сведения, полностью или частично не соответствующие действительности, искажающие ее. Внесение таких сведений в Единый государственный реестр может быть осуществлено как на первоначальном этапе внесения сведений в реестр, так и на последующем этапе — дополнения или изменения ранее внесенных сведений.

В тех случаях, когда предметом преступления выступают документы, на основании которых были внесены запись или изменение в Единый государственный реестр, объективная сторона преступления выражается в уничтожении или подлоге документов.

Под уничтожением документов следует понимать любое действие, результатом которого будет являться приведение документа в полную негодность (сожжение, воздействие кислотой и т.п. действия). Уничтоженный документ не подлежит восстановлению и не может использоваться в качестве документа.

Подлог является обобщающим понятием, включающим в себя как внесение в документ заведомо ложных сведений, так и внесение в документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Внесение в документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.

Внесение в документ исправлений, искажающих его действительное содержание, — это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).

4. Тот факт, что законодатель, как отмечалось выше, поместил комментируемую статью в главу о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, позволяет говорить о том, что рассматриваемые действия (внесение заведомо ложных сведений, уничтожение, подлог) должны обладать связью со служебными полномочиями виновного лица и осуществляться именно в связи со служебными обязанностями. Отсутствие этой связи будет означать и отсутствие рассматриваемого состава преступления. В таком случае действия виновного при наличии соответствующих обстоятельств могут быть квалифицированы, например, по ст.

327 УК РФ.

5. Состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей, является формальным. Преступление окончено с момента совершения действий, указанных в диспозиции нормы.

6. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется виной в виде прямого умысла. Указание законодателя на заведомость знания виновным необходимых обстоятельств означает наличие точного знания недостоверности соответствующих сведений.

7. Субъект преступления — специальный. Субъектом внесения заведомо недостоверных сведений в Единый государственный реестр может быть только должностное лицо, а субъектом уничтожения или подлога документов может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

8. Частью 2 комментируемой статьи установлена более строгая ответственность за рассмотренные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору. Понятие группы лиц по предварительному сговору приведено в ч. 2 ст. 35 УК.

Применительно же к составу преступления, предусмотренному комментируемой статьей, следует обратить внимание на наличие специального субъекта. С позиции формы соучастия это означает, что группу лиц могут образовать лишь субъекты, обладающие определенными признаками. Так, группу лиц применительно к внесению заведомо недостоверных сведений в Единый государственный реестр могут образовать лишь должностные лица, а группу лиц применительно к уничтожению или подлогу документов — государственные или муниципальные служащие, которые могут быть как должностными, так и не должностными лицами.

9. Особо квалифицированный состав образует любое из рассмотренных деяний, если оно повлекло тяжкие последствия. Понятие тяжких последствий относится к категории оценочных. Их наличие должно определяться в каждом конкретном случае.

Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, следует, например, понимать такие последствия совершения преступления, как нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

🔥 Статья 285.3 УК РФ. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

1. Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, —
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

(Статья дополнительно включена с 5 июля 2010 года Федеральным законом от 1 июля 2010 года N 147-ФЗ)

🔥 Комментарий к статье 285.3 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения в сфере государственной власти и осуществления ею государственных функций; дополнительный — отношения в сфере охраны прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства в сфере ведения единых государственных реестров;
2) объективная сторона: действия, выражаемые во внесении в соответствующий реестр недостоверных сведений, а равно действия по уничтожению любым способом или подлогу документов (если предусмотрено их обязательное хранение), на основании которых была внесена запись в тот или иной единый реестр или изменение в запись. Предмет преступления — различные единые государственные реестры (например, автомобильных дорог, объектов культурного наследия народов РФ, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, индивидуальных предпринимателей, налогоплательщиков, прав на воздушные суда и сделок с ними, мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров, обеспечению доступа к нему, сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти, физических лиц и организаций, объектов градостроительной деятельности, субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела, лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей, органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, а также его формирования и ведения);
3) субъект: ч.1 и 3 ст. 285.3 УК РФ — должностное лицо соответствующего государственного органа, ч.2 — группа лиц по предварительному сговору (несколько соисполнителей — должностных лиц соответствующего государственного органа, заранее договорившиеся совершить противоправные действия);
4) субъективная сторона: характеризуется только умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла.

Преступление считается оконченным с момента внесения недостоверных сведений в реестр или факта уничтожения соответствующих документов.

К квалифицированным признакам данного состава относятся совершение тех же деяний группой лиц по предварительному сговору (ч.2 ст. 285.3 УК РФ) или повлекшие тяжкие последствия (например, по аналогии с тяжкими последствиями в смысле ст. 285 это могут быть крупные аварии и длительная остановки транспорта или производственного процесса, иные нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего) (ч.3 ст.

285.3 УК РФ).

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 10 — единый государственный реестр автомобильных дорог);
2) ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ст. 15 — единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ);
3) ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 12 — единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
4) ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (гл.2 — государственные реестры);
5) ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 22.2 — ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих);
6) акты Правительства РФ:
— постановление от 17.07.2012 N 724 «О ведении единого государственного реестра мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта»;
— постановление от 28.11.2009 N 958 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними»;
— постановление от 26.02.2004 N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
— постановление Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 438 и 439»;
— постановление от 18.02.98 N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
7) иные подзаконные акты:
— приказ Минкомсвязи РФ от 23.11.2011 N 321 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по организации ведения единого государственного реестра сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров, обеспечению доступа к нему и к реестру сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти, физических лиц и организаций»;
— приказ Минкультуры РФ от 03.10.2011 N 954 «Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;
— приказ Минтранса РФ от 20.05.2009 N 80 «О Едином государственном реестре автомобильных дорог»;
— приказ Минэкономразвития РФ от 08.07.2010 N 284 «О порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»;
— приказ Госстроя РФ от 31.05.2001 N 120 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности»;
— приказ Минфина РФ от 28.04.2009 N 39н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции ведения единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела»;
— приказ Минфина России от 22.05.2012 N 66н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по ведению в установленном порядке единого государственного реестра лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей».

3. Судебная практика. Как отмечают исследователи, практика применения ст. 285.3 УК РФ в судебно-следственной деятельности будет характеризоваться большой прецедентностью и многочисленными ошибками. Действительно, практике известны случаи, когда в суде обжаловались решения об отказе в возбуждении уголовных дел по ст.

285.3 УК РФ (см. например, кассационное определение Московского городского суда от 24.12.2012 N 22-14298, постановление Московского городского суда от 21.01.2013 N 4у/1-509/13, постановление Московского городского суда от 10.04.2013 N 4у/5-2481/13), но пока неизвестны случаи осуждения виновных в умышленном внесении изменении в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений.

________________
См. Никитин Е.В., Черепашкин А.С. Система преступлений, связанных с фальсификацией единых государственных реестров и систем учета прав владельцев ценных бумаг: уголовно-правовой аспект//URL: http://www.science-education.ru/106-8083.

🔻 Консультации и комментарии юристов по ст 285.3 УК РФ

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

🔥 Статья 285.3 УК РФ. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

1. Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

Остались вопросы? Задайте вопрос юристу бесплатно!

Оцените статью
Добавить комментарий