Статья 352. Нарушение правил кораблевождения

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Вы можете получить бесплатную консультацию юриста:

  1. Задайте вопрос через через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию: Вся РФ - 8(800)707-64-25
Содержание статьи

Статья 352 УК РФ. Нарушение правил кораблевождения

Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 352 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения в сфере безопасного управления военной техникой, дополнительный — жизнь и здоровье человека;
2) объективная сторона: заключается в нарушении правил вождения или эксплуатации военных кораблей, например, превышение скоростного режима, совершение действий, выходящих за пределы служебных обязанностей, отклонение от маршрута (особенно в местах, опасных для прохождения кораблей). Предмет преступления — военный корабль, как надводный, так и подводный (подводные лодки), оснащенный для решения боевых задач. Обязательный элемент состава — последствия: смерть человека или иные тяжкие последствия;
3) субъект специальный: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе — во время прохождения ими военных сборов, управляющие или эксплуатирующие военный корабль;
4) субъективная сторона: характеризуется неосторожной формой вины, как к совершаемым действиям, так и к последствиям.

3. Судебная практика. В августе 2003 года российская атомная подводная лодка «К-159» затонула в трех милях к северо-западу от острова Кильдин. В связи с данным происшествием было возбуждено дело по ст.

352 УК РФ «Нарушение правил кораблевождения».

_________________
URL: http://www.pravda.ru/test/accidents/30-08-2003/840478-0/

Консультации и комментарии юристов по ст 352 УК РФ

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 352 УК РФ. Нарушение правил кораблевождения

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по УК РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

"О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве"

"О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате"

Законы Российской Федерации по УК РФ

"О Российском Фонде Прямых Инвестиций"

"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по УК РФ

"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы"

"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")

"Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге" (вместе с "Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге")

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по УК РФ

"Об утверждении перечня главных администраторов доходов федерального бюджета"

"Об утверждении Положения об официальных и о специальных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

"Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год" (вместе с "Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год")

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 352 УК РФ

"Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е "Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях", а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е"

"О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.06.2017 N 402 "Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е "Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях", а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е"

"Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е "Сведения о рассмотрении сообщений о преступлении", а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е"

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по УК РФ

"Агентство по страхованию вкладов" (утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 15.05.2014, протокол N 58) (ред. от 27.09.2021)

"По делу о проверке конституционности пункта 4 части первой статьи 135, статьи 401.6 и пункта 1 части второй статьи 401.10 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.П. Атрощенко"

Статья 352. Нарушение правил кораблевождения

Объект преступления — установленный порядок кораблевождения. Предмет преступления — военные корабли: авианосцы, крейсера, подводные лодки и др.

Объективная сторона характеризуется следующими признаками:

— деяние — нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей;

— последствия — неосторожное причинение смерти человеку или иных тяжких последствий;

— наличие причинной связи.

Нарушение правил вождения и эксплуатации военных кораблей предполагает несоблюдение установленного маршрута, ошибки при буксировке, десантировании, ведении погрузочно-разгрузочных работ, неправильное техническое обслуживание кораблей и т.п. Поскольку диспозиция бланкетная, в каждом случае необходимо устанавливать, какое конкретно правило кораблевождения было нарушено.

Состав по конструкции материальный: преступление окончено с момента наступления смерти человека или иных тяжких последствий (причинение вреда здоровью членов экипажа, повреждение корабля и т.п.).

С субъективной стороны преступление характеризуется виной в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект — военнослужащий, ответственный за соблюдение правил вождения или эксплуатации военного корабля. Субъект специальный.

Нарушение правил кораблевождения по ст 352 УК РФ: кого касается и какова ответственность

Правонарушение по статье 352 УК РФ «Нарушение правил кораблевождения» входит в Главу 33 Особенной части Уголовного кодекса «Преступления против военной службы». Оно может быть отнесено к преступлениям против порядка обращения с военным имуществом, оружием, источниками повышенной опасности, использования и эксплуатации военной техники.

Рассмотрим, в чем заключается суть нарушения по этой статье, как она предстает с объективной и субъективной стороны, чем вызваны затруднения в применении статьи 352 УК и как можно избежать ответственности, предписанной за несоблюдение правил управления военным кораблем.

Краткое содержание ст. 352 УК РФ с комментариями к ней

В статье говорится о том, что отступление от утвержденных положений и норм по управлению или использованию кораблей военного назначения должно повлечь за собой гибель человека (по причине неосмотрительности) либо другие тяжелые события.

Военнослужащему, виновному в упомянутом деянии, грозит тюрьма.

В комментариях к 352 УК РФ говорится о составе преступления, его объективной и субъективной стороне, объекте, субъекте и квалификационных признаках.

Порядок и правила мореплавания кораблей Военно-Морского Флота содержатся в следующих нормативно- правовых актах:

  1. Корабельный устав Военно-Морского Флота, устанавливающий общие обязанности командира корабля.
  2. Руководство по соблюдению правового режима пространств и взаимоотношений с иностранными кораблями и властями.
  3. Руководство по оказанию помощи подводным лодкам, находящимся на глубине.
  4. Устав службы на судах обеспечения.
  5. Международные акты, ратифицированные Российской Федерацией, о предупреждении столкновения судов на море и др.

Важно! Военными кораблями считаются: авианосцы, крейсеры, подводные лодки, торпедные катера, суда обеспечения и другие корабли, состоящие на вооружении в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В чем заключается суть правонарушения

Состав правонарушения по рассматриваемой статье называют специальным относительно состава, описываемого в статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена».

Самый важный признак нарушения – причинно-следственная связь. В некоторых случаях, когда ее установление оказывается слишком сложной задачей для следствия, к работе привлекают эксперта или экспертную комиссию.

Примечание. Правила кораблевождения регламентированы Корабельным уставом Военно-Морского Флота РФ, введенным в действие Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом РФ от 1 сентября 2001 г. N350, а также ведомственными нормативными правовыми актами.

Правонарушение считается совершенным с момента наступления последствий (гибель человека либо другие тяжелые события, как, например, вред здоровью, материальный ущерб, провал боевой задачи и т. д.).

Объективная сторона

Рассматриваемая сторона правонарушения состоит в несоблюдении правил кораблевождения или эксплуатации военных судов.

Кораблевождение – это управление кораблем во время плавания. Отступления от правил по вождению военным судном могут проявляться не только в неправильном действии, но и в бездействии.

В качестве примеров нарушения можно назвать: лицо не определило глубину, и судно село на мель, не была сброшена скорость в момент преодоления узости; не соблюдены правила по расхождению со встретившимся кораблем, что привело столкновению кораблей и т. д.

Ошибки при эксплуатации корабля случаются во время технического обслуживания, погрузочных или разгрузочных работ, при выполнении специальных действий или заданий особой важности, связанных с применением военного судна по его фактическому предназначению (минирование, десантирование и прочее).

Объект деяния – порядок и правила кораблевождения и эксплуатации военного корабля.

Субъективная сторона

Субъективная сторона нарушения правил кораблевождения характеризуется проявлением неосторожности со стороны служащего (легкомысленное отношение к своим обязанностям либо небрежность).

Субъект деяния специальный. Это значит, что субъектом нарушения правил кораблевождения может быть только военный, которому было вверено управление кораблем (кораблевождение или эксплуатация корабля). В их число входят: командир корабля, катера, шлюпки, старший помощник командира корабля, вахтенный офицер, осуществляющий вождение корабля, лица технической службы корабля и командиры боевых частей корабля.

Основные проблемы в доказательной части

Статья 352 УК РФ аналогична по составу правонарушения и его субъективной стороне со статьями 350 «Нарушение правил вождения или эксплуатации машин» и 351 «Нарушение правил полетов или подготовки к ним» Уголовного кодекса. Их различие лишь в объекте нарушения.

Помимо указанных сходств, указанные статьи связывает бланкетный характер.

Справка. Под бланкетной понимают такую диспозицию, которая непосредственно в самом уголовном законе не дает обозначения признакам неправомерного поступка, а направляет за их поиском к другим законам или иным нормативным актам другой отрасли права (административного, гражданского и т. д.).

В нашем случае бланкетный характер при рассмотрении статьи 352 УК создает значительные затруднения, поскольку объем нормативно-правовых актов, регулирующих сферу кораблевождения, весьма большой (вы могли его видеть в начале нашей статьи).

Бланкетный характер диспозиции 352 статьи обеспечивает стабильность уголовно-правовой нормы. За все время существования кодекса с 1996 года изменения в диспозицию вносились лишь один раз.

Наличие в субъективной стороне изучаемой статьи признака неосторожной вины препятствует квалификации умышленных действий в случае нарушения правил управления и эксплуатации кораблем.

Умышленное повреждение или уничтожение военной техники не учтено в Уголовном кодексе. Рассмотрение подобного действия со стороны военнослужащего по статьям 346 «Умышленные уничтожение или повреждение военного имущества» или 167 «Умышленные уничтожение или повреждение имущества» УК РФ крайне проблематично в применении.

Квалифицирующие признаки

Итак, для квалификации преступления по статье 352 УК РФ необходимо, чтобы нарушение правил повлекло за собой гибель человека или иные тяжкие события. Иные последствия носят оценочный характер. К их числу можно отнести уничтожение военного судна, причинение крупного материального вреда объектам корабля, срыв задания, для выполнения которого предназначалось судно, и т. д.

Для установления оценки тяжести ущерба требуется расчет степени негативного влияния на боеготовность и боеспособность военной части, затраты времени, требуемые на устранение образовавшейся неполадки, а также объем материальных затрат.

Неправомерное действие, закрепленное в статье 352 УК РФ, относится к категории правонарушений средней тяжести.

Какое наказание грозит преступнику

В рассматриваемой статье представлена только одна мера наказания – тюремное заключение. Максимальный срок – семь лет. Минимальный порог не установлен, что многие юристы считают напрасным.

Внесение в статью минимального срока уголовной ответственности помогло бы подчеркнуть строгость применяемого наказания (по сравнению с существующим) за преступление, в качестве квалифицирующих признаков которого выступает гибель человека либо нанесение тяжелого ущерба его здоровью и жизни, а также объемные материальные затраты для государства, связанные с уничтожением корабля либо нанесением ему повреждений, что приводит к снижению его боевой готовности и выводу корабля из фактически действующих сил флота (временно или окончательно).

В каких случаях можно избежать ответственности

Для военнослужащих предоставляется возможность изменения наказания в виде тюремного заключения на содержание в дисциплинарной воинской части, согласно 1 пункту статьи 55 «Содержание в дисциплинарной воинской части» УК РФ.

Подобная замена допустима, если суд пришел к выводу, что можно изменить наказание с учетом характера правонарушения и личности осужденного. Но это действительно только при условии, когда военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, назначили тюремное заключение сроком от 3 месяцев до 2 лет (либо военнослужащему-контрактнику, состоящему на рядовых или сержантских должностях, не отслужившему сроков, установленных для службы по призыву).

Примеры из судебной практики

Большинство судебных приговоров ссылается в своих выводах на Корабельный устав ВМФ и Правила организации штурманской службы на кораблях ВМФ. Часть приговоров, помимо вышеуказанных норм, ссылается также на более узкоспециализированные нормы, регламентирующие порядок плавания в определенных районах Мирового океана, правила использования отдельных механизмов корабля или проведение отдельных операций по управлению и эксплуатации военного судна.

К примеру, в деле по факту несоблюдения норм по вождению МПК «Кореец», следствием которого стало повреждение гидроакустического комплекса (ГАК), суд, помимо общих норм по управлению военным судном, сослался на несоблюдение обвиняемыми Ф., С. и Т. «Правил использования районов и средств обеспечения боевой подготовки на Краснознаменном Тихоокеанском флоте».

В уголовном деле о нарушении правил и норм использования подводной лодки «Б-494», повлекшем выход из строя оборудования капсулы ГАК корабля, суд сослался на нарушение подсудимым А. норм, изложенных в инструкции «Создание больших наклонений» и «Руководстве по борьбе за живучесть подводной лодки».

В приговоре по уголовному делу о нарушении правил эксплуатации судна ВМФ – большой атомной подводной лодки на Северном Флоте – подсудимому М., кроме нарушений общих правил использования кораблей, вменили также отступление от требований всевозможных технических описаний и инструкций по эксплуатации конкретных механизмов.

Таким образом, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 352 УК РФ должно быть точно установлено, кем и какие именно были допущены отступления от требований по управлению и эксплуатации военным судном, которые в конечном итоге привели к гибели человека из-за неосмотрительности виновного либо иным тяжким последствиям, и в каких нормативно-правовых актах и (или) технических нормах они содержатся.

Заключение

Итак, для наличия состава правонарушения по статье 352 УК РФ требуется обнаружение причинно-следственной связи между отступлением от порядка использования военного судна и наступления последствий (гибели человека или другого тяжелого ущерба). К ответственности может быть привлечен только военный, которому было вверено управление кораблем.

Применение рассмотренной статьи затруднено бланкетным характером диспозиции. Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих сферу кораблевождения, весьма объемный. Потому на практике можно столкнуться со случаями использования узкоспециализированных норм законодательства.

Статья 352. Нарушение правил кораблевождения Комментарий к статье 352

1. Кораблевождение заключается в непосредственном управлении кораблем в плавании. Ошибки в кораблевождении являются нарушением правил вождения кораблем.

Нарушение правил эксплуатации включает ошибки в техническом обслуживании корабля, выполнении погрузочно-разгрузочных работ, выполнении специальных мероприятий, связанных с использованием военного корабля по его предназначению (десантирование, минирование и т.д.).

Материальный состав в качестве обязательных признаков предусматривает описанные последствия, находящиеся в причинной связи с нарушениями.

Субъект преступления — специально подготовленные военнослужащие, на которых возложены обязанности по кораблевождению или эксплуатации корабля.

3. Вина выражается в форме неосторожности по отношению к смерти человека или к иным тяжким последствиям (оценочное понятие).

✅Остались вопросы? Задайте вопрос юристу бесплатно!

Оцените статью
Добавить комментарий