< path d = "M374.456,293.506c-9.7-10.1-21.4-15.5-33.8-15.5c-12.3,0-24.1,5.3-34.2,15.4l-31.6,31.5c-2.6-1.4-5.2-2.7-7.7-4c-3.6-1.8-7-3.5-9.9-5.3c-29.6-18.8-56.5-43.3-82.3-75c-12.5-15.8-20.9-29.1-27-42.6c8.2-7.5,15.8-15.3,23.2-22.8c2.8-2.8,5.6-5.7,8.4-8.5c21-21,21-48.2,0-69.2l-27.3-27.3c-3.1-3.1-6.3-6.3-9.3-9.5c-6-6.2-12.3-12.6-18.8-18.6c-9.7-9.6-21.3-14.7-33.5-14.7s-24,5.1-34,14.7c-0.1,0.1-0.1,0.1-0.2,0.2l-34,34.3c-12.8,12.8-20.1,28.4-21.7,46.5c-2.4,29.2,6.2,56.4,12.8,74.2c16.2,43.7,40.4,84.2,76.5,127.6c43.8,52.3,96.5,93.6,156.7,122.7c23,10.9,53.7,23.8,88,26c2.1,0.1,4.3,0.2,6.3,0.2c23.1,0,42.5-8.3,57.7-24.8c0.1-0.2,0.3-0.3,0.4-0.5c5.2-6.3,11.2-12,17.5-18.1c4.3-4.1,8.7-8.4,13-12.9c9.9-10.3,15.1-22.3,15.1-34.6c0-12.4-5.3-24.3-15.4-34.3L374.456,293.506z M410.256,398.806C410.156,398.806,410.156,398.906,410.256,398.806c-3.9,4.2-7.9,8-12.2,12.2c-6.5,6.2-13.1,12.7-19.3,20c-10.1,10.8-22,15.9-37.6,15.9c-1.5,0-3.1,0-4.6-0.1c-29.7-1.9-57.3-13.5-78-23.4c-56.6-27.4-106.3-66.3-147.6-115.6c-34.1-41.1-56.9-79.1-72-119.9c-9.3-24.9-12.7-44.3-11.2-62.6c1-11.7,5.5-21.4,13.8-29.7l34.1-34.1c4.9-4.6,10.1-7.1,15.2-7.1c6.3,0,11.4,3.8,14.6,7c0.1,0.1,0.2,0.2,0.3,0.3c6.1,5.7,11.9,11.6,18,17.9c3.1,3.2,6.3,6.4,9.5,9.7l27.3,27.3c10.6,10.6,10.6,20.4,0,31c-2.9,2.9-5.7,5.8-8.6,8.6c-8.4,8.6-16.4,16.6-25.1,24.4c-0.2,0.2-0.4,0.3-0.5,0.5c-8.6,8.6-7,17-5.2,22.7c0.1,0.3,0.2,0.6,0.3,0.9c7.1,17.2,17.1,33.4,32.3,52.7l0.1,0.1c27.6,34,56.7,60.5,88.8,80.8c4.1,2.6,8.3,4.7,12.3,6.7c3.6,1.8,7,3.5,9.9,5.3c0.4,0.2,0.8,0.5,1.2,0.7c3.4,1.7,6.6,2.5,9.9,2.5c8.3,0,13.5-5.2,15.2-6.9l34.2-34.2c3.4-3.4,8.8-7.5,15.1-7.5c6.2,0,11.3,3.9,14.4,7.3c0.1,0.1,0.1,0.1,0.2,0.2l55.1,55.1C420.456,377.706,420.456,388.206,410.256,398.806z" / > < path d = "M256.056,112.706c26.2,4.4,50,16.8,69,35.8s31.3,42.8,35.8,69c1.1,6.6,6.8,11.2,13.3,11.2c0.8,0,1.5-0.1,2.3-0.2c7.4-1.2,12.3-8.2,11.1-15.6c-5.4-31.7-20.4-60.6-43.3-83.5s-51.8-37.9-83.5-43.3c-7.4-1.2-14.3,3.7-15.6,11S248.656,111.506,256.056,112.706z" / > < path d = "M473.256,209.006c-8.9-52.2-33.5-99.7-71.3-137.5s-85.3-62.4-137.5-71.3c-7.3-1.3-14.2,3.7-15.5,11c-1.2,7.4,3.7,14.3,11.1,15.6c46.6,7.9,89.1,30,122.9,63.7c33.8,33.8,55.8,76.3,63.7,122.9c1.1,6.6,6.8,11.2,13.3,11.2c0.8,0,1.5-0.1,2.3-0.2C469.556,223.306,474.556,216.306,473.256,209.006z" / >

Бесплатная консультация юриста

8(800)707-64-25

Бесплатная консультация юриста

Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Вы можете получить бесплатную консультацию юриста:

  1. Задайте вопрос через через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию: Вся РФ - 8(800)707-64-25

🔥 Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Комментарий к статье 91

В ст. 91 УК РФ раскрывается содержание принудительных мер воспитательного воздействия, которые могут быть применены при освобождении от уголовной ответственности. Думается, что эти меры нельзя разделить на более строгие и менее строгие, может быть, за исключением предупреждения, поскольку все они несут определенные правоограничения и их сущность состоит не в строгости и количестве правоограничений, а в направленности на достижение цели исправления несовершеннолетнего, при их различном сочетании, обеспечивающем наибольший эффект воздействия.

И все-таки, несмотря на сказанное, самой мягкой мерой воздействия является предупреждение. Оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступления. Предупреждение обладает чисто психологическим воздействием на несовершеннолетнего, освобожденного от уголовной ответственности.

Более того, это одна из мер воздействия, которая не может повлечь отмены мер воспитательного воздействия, ибо не налагает на освобожденного никаких обязательств, тем более исполнение которых можно было бы проконтролировать.

Поэтому предупреждение целесообразно применять, если имеется убежденность, что несовершеннолетний осознал совершенное им деяние, действительно раскаялся в его совершении, пытался или загладил причиненный вред. В этом случае суд обязан разъяснить несовершеннолетнему пагубность его поведения, его антисоциальную значимость, показать, какие страдания им причинены потерпевшим, разъяснить последствия совершения нового преступления. Этим самым выражается негативная оценка поведения несовершеннолетнего судом от имени государства.

Предупреждение осуществляется в устной форме, после чего у несовершеннолетнего отбирается письменное обязательство с указанием того, что суть предупреждения ему ясна. И все же следует заметить, что только предупреждение без иных мер воспитательного воздействия может оказаться недостаточно эффективной мерой. Поэтому на практике оно нередко сочетается с другими принудительными мерами воспитательного воздействия.

Другой принудительной мерой воспитательного воздействия является передача несовершеннолетнего под надзор, которая состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Суд должен располагать характеризующим материалом на родителей или лиц, их заменяющих, проверить условия их жизни, возможность материального обеспечения подростка и т.д.

Исходя из текста закона, следует сделать вывод о том, что несовершеннолетний, освобожденный от уголовной ответственности, не наделяется по сравнению с остальными законопослушными гражданами никакими обязанностями, кроме имеющихся для всех общих обязанностей не совершать правонарушений. Сущность рассматриваемой принудительной меры, как было указано выше, состоит в возложении обязанности по воспитательному воздействию, но, естественно, не на несовершеннолетнего, а на иных лиц или органы. Отсюда возникает вопрос: может ли освобожденный от уголовной ответственности несовершеннолетний не исполнить, а тем более систематически, обязанность, которая на него не возлагалась? Ответ, думается, очевиден.

Поэтому, исходя из буквы закона, и при применении рассматриваемой принудительной меры воспитательного воздействия ее отмена невозможна и, следовательно, дополнительные негативные последствия совершения нового преступления просматриваются не очень четко.

В соответствии с законом обязанность по воспитательному воздействию может быть возложена и на определенные специализированные государственные органы, в частности на подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые в установленных законом случаях осуществляют контроль за поведением несовершеннолетних, посещают их по месту жительства, контролируют посещение ими учебного заведения, проводят воспитательные беседы и т.д., а также выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также выполняют иные функции по работе с несовершеннолетними <1>.

<1> См.: Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. N 569 "Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел" // Бюллетень текущего законодательства. 2000. N 3. С. 80.

Возложение обязанности загладить причиненный вред следует применять с учетом характера причиненного вреда и возможностей несовершеннолетнего по восполнению этого вреда, устранению его последствий, иному заглаживанию.

Так, если заглаживание вреда состоит в возмещении ущерба, необходимо, чтобы несовершеннолетний обладал соответствующими материальными возможностями. Если заглаживание следует осуществить, например, восстановлением поломанной вещи, необходимо, чтобы виновный обладал соответствующими физическими способностями и определенными навыками. Правда, следует отметить, что закон не запрещает загладить любой причиненный вред путем его денежной компенсации, особенно с согласия потерпевшего.

Формальным препятствием здесь может быть только категорическое указание суда о способе заглаживания вреда. Поэтому возложение обязанности загладить причиненный вред, например путем починки поломанного забора, исключает возможность иного способа исполнения обязанности. В этой связи в постановлении было бы целесообразно указывать, какой вред должен быть заглажен, и определять возможные способы его заглаживания.

В противном случае по вопросу о заглаживании причиненного вреда могут возникнуть неясности по поводу исполнения этой обязанности.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего по существу представляют собой возложение на несовершеннолетнего определенных обязанностей с тем, чтобы несовершеннолетний как можно больше занимался общественно полезным делом, не имел возможности (или такая возможность была бы сокращена) общаться с отрицательно влияющим на него окружением, посещать те места, где сосредоточены азартные игры, практикуется иное антиобщественное поведение. Другими словами, ограничение досуга имеет целью оградить несовершеннолетнего от соблазнов "легкой", "красивой", "элитной" жизни, которая нередко связана или граничит с криминалом.

Исходя из этого, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Перечень особых требований не является исчерпывающим, и суд может установить и иные требования в отношении несовершеннолетнего, если сочтет их необходимыми для его исправления.

🔥 Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

🔥 Статья 91 УК РФ. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия (действующая редакция)

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

🔥 Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

🔥 Комментарий к статье 91 Уголовного Кодекса РФ

В ст. 91 УК РФ раскрывается содержание принудительных мер воспитательного воздействия, которые могут быть применены при освобождении от уголовной ответственности. Думается, что эти меры нельзя разделить на более строгие и менее строгие, может быть, за исключением предупреждения, поскольку все они несут определенные правоограничения и их сущность состоит не в строгости и количестве правоограничений, а в направленности на достижение цели исправления несовершеннолетнего, при их различном сочетании, обеспечивающем наибольший эффект воздействия.

И все-таки, несмотря на сказанное, самой мягкой мерой воздействия является предупреждение. Оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступления. Предупреждение обладает чисто психологическим воздействием на несовершеннолетнего, освобожденного от уголовной ответственности.

Более того, это одна из мер воздействия, которая не может повлечь отмены мер воспитательного воздействия, ибо не налагает на освобожденного никаких обязательств, тем более исполнение которых можно было бы проконтролировать.

Поэтому предупреждение целесообразно применять, если имеется убежденность, что несовершеннолетний осознал совершенное им деяние, действительно раскаялся в его совершении, пытался или загладил причиненный вред. В этом случае суд обязан разъяснить несовершеннолетнему пагубность его поведения, его антисоциальную значимость, показать, какие страдания им причинены потерпевшим, разъяснить последствия совершения нового преступления. Этим самым выражается негативная оценка поведения несовершеннолетнего судом от имени государства.

Предупреждение осуществляется в устной форме, после чего у несовершеннолетнего отбирается письменное обязательство с указанием того, что суть предупреждения ему ясна. И все же следует заметить, что только предупреждение без иных мер воспитательного воздействия может оказаться недостаточно эффективной мерой. Поэтому на практике оно нередко сочетается с другими принудительными мерами воспитательного воздействия.

Другой принудительной мерой воспитательного воздействия является передача несовершеннолетнего под надзор, которая состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Суд должен располагать характеризующим материалом на родителей или лиц, их заменяющих, проверить условия их жизни, возможность материального обеспечения подростка и т.д.

Исходя из текста закона, следует сделать вывод о том, что несовершеннолетний, освобожденный от уголовной ответственности, не наделяется по сравнению с остальными законопослушными гражданами никакими обязанностями, кроме имеющихся для всех общих обязанностей не совершать правонарушений. Сущность рассматриваемой принудительной меры, как было указано выше, состоит в возложении обязанности по воспитательному воздействию, но, естественно, не на несовершеннолетнего, а на иных лиц или органы. Отсюда возникает вопрос: может ли освобожденный от уголовной ответственности несовершеннолетний не исполнить, а тем более систематически, обязанность, которая на него не возлагалась?

Ответ, думается, очевиден. Поэтому, исходя из буквы закона, и при применении рассматриваемой принудительной меры воспитательного воздействия ее отмена невозможна и, следовательно, дополнительные негативные последствия совершения нового преступления просматриваются не очень четко.

В соответствии с законом обязанность по воспитательному воздействию может быть возложена и на определенные специализированные государственные органы, в частности на подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые в установленных законом случаях осуществляют контроль за поведением несовершеннолетних, посещают их по месту жительства, контролируют посещение ими учебного заведения, проводят воспитательные беседы и т.д., а также выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также выполняют иные функции по работе с несовершеннолетними <1>.

———————————
<1> См.: Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. N 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» // Бюллетень текущего законодательства. 2000. N 3. С. 80.

Возложение обязанности загладить причиненный вред следует применять с учетом характера причиненного вреда и возможностей несовершеннолетнего по восполнению этого вреда, устранению его последствий, иному заглаживанию.

Так, если заглаживание вреда состоит в возмещении ущерба, необходимо, чтобы несовершеннолетний обладал соответствующими материальными возможностями. Если заглаживание следует осуществить, например, восстановлением поломанной вещи, необходимо, чтобы виновный обладал соответствующими физическими способностями и определенными навыками. Правда, следует отметить, что закон не запрещает загладить любой причиненный вред путем его денежной компенсации, особенно с согласия потерпевшего. Формальным препятствием здесь может быть только категорическое указание суда о способе заглаживания вреда.

Поэтому возложение обязанности загладить причиненный вред, например путем починки поломанного забора, исключает возможность иного способа исполнения обязанности. В этой связи в постановлении было бы целесообразно указывать, какой вред должен быть заглажен, и определять возможные способы его заглаживания. В противном случае по вопросу о заглаживании причиненного вреда могут возникнуть неясности по поводу исполнения этой обязанности.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего по существу представляют собой возложение на несовершеннолетнего определенных обязанностей с тем, чтобы несовершеннолетний как можно больше занимался общественно полезным делом, не имел возможности (или такая возможность была бы сокращена) общаться с отрицательно влияющим на него окружением, посещать те места, где сосредоточены азартные игры, практикуется иное антиобщественное поведение. Другими словами, ограничение досуга имеет целью оградить несовершеннолетнего от соблазнов «легкой», «красивой», «элитной» жизни, которая нередко связана или граничит с криминалом.

Исходя из этого, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Перечень особых требований не является исчерпывающим, и суд может установить и иные требования в отношении несовершеннолетнего, если сочтет их необходимыми для его исправления.

🔥 Другой комментарий к статье 91 УК РФ

1. Предупреждение — одна из самых мягких принудительных мер воспитательного воздействия, имеет бессрочный и публичный характер, как правило, объявляется судьей в зале судебного заседания.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Суд должен убедиться, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д.

3. Заглаживание причиненного вреда предполагает устранение несовершеннолетним негативных последствий совершенного им преступления. Вид вреда, который должен загладить несовершеннолетний, в законе не определен. Суд может возложить на несовершеннолетнего обязанность компенсировать как материальный, так и моральный вред.

4. В ч. 4 комментируемой статьи содержится примерный перечень требований и ограничений, применяемых к несовершеннолетнему. В целом эти требования должны быть целесообразными, не должны быть жестокими и причинять вред несовершеннолетнему.

Принудительные меры устанавливаются судом продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет при совершении преступления средней тяжести.

🔻 Остались вопросы по ст 91 УК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 91 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день.

Бесплатно оказываются только первичные консультации.

🔥 Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия.

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

🔥 Комментарий к статье 91

1. Самой мягкой принудительной мерой воспитательного воздействия является предупреждение, которое целесообразно применять, если несовершеннолетний искренне раскаялся в совершенном деянии, осознал недопустимость повторного совершения преступления и пытается загладить или загладил причиненный вред. Предупреждение состоит в том, что несовершеннолетнему разъясняется вред, причиненный его деянием, и последствия повторного совершения преступлений. Несмотря на то, что предупреждение, как принудительная мера воспитательного воздействия, не влечет за собой возложение на несовершеннолетнего каких-либо обязанностей и не предусматривает для несовершеннолетнего неблагоприятных последствий, оказываемое им влияние и моральное значение выполняет воспитательную функцию, для подростка зачастую бывает достаточно того, что в суде ему было сделано предупреждение. Воспитательное воздействие предупреждения является существенным, так как является публичным и сама процедура судебного рассмотрения дела и вынесения приговора производит на подростка сильное впечатление. Копия решения суда вручается несовершеннолетнему и его законному представителю.

Кроме того, после устного вынесения предупреждения целесообразно взять с несовершеннолетнего письменное обязательство о том, что сущность применения к нему предупреждения, как принудительной меры воспитательного воздействия ему понятна.

2. Передача несовершеннолетнего под надзор родителей, лиц, их заменяющих, либо под надзор специализированного государственного органа заключается в возложении на указанных лиц или органы обязанности по воспитательному воздействию и контролю за поведением несовершеннолетнего. Ошибочным является мнение о том, что при использовании данной меры обязанности возлагаются не на несовершеннолетнего, а на лиц, осуществляющих контроль за его поведением. По сути, родители, заменяющие их лица и специализированные органы, обязаны оказывать воспитательное воздействие и осуществлять контроль, а несовершеннолетний при этом обязан неукоснительно выполнять их требования.

При этом требование указанной принудительной меры не дублирует установленную Конституцией РФ и семейным законодательством обязанность родителей по воспитанию детей, а заключается в более активном и адекватном воспитательном воздействии и устранении условий, способствующих негативному поведению несовершеннолетнего, строгом контроле за его окружением, поведением в свободное время и т.д.

Верховный Суд РФ указал, что решая вопрос о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на него, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить его надлежащее поведение и повседневный контроль за ним. Для этого необходимо, например, истребовать данные, характеризующие родителей или лиц, их заменяющих, проверить условия их жизни и возможность материального обеспечения несовершеннолетнего.

Комментируемая статья не содержит требования о получении согласия родителей и лиц, их заменяющих, о передаче им несовершеннолетнего под надзор, однако в постановлении ВС РФ от 01.02.2011 N 1 указано на то, что такое согласие должно быть получено.

3. Обязанность загладить причиненный вред также является принудительной мерой воспитательного воздействия. Ее особенность заключается в том, что она назначается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Так, например, если совершенным преступлением потерпевшим был причинен материальный вред, то для его возмещения у несовершеннолетнего должен быть самостоятельный источник дохода — заработная плата, стипендия и т.д. Если для возмещения вреда несовершеннолетний должен отремонтировать или восстановить испорченное имущество, то он должен обладать определенными трудовыми навыками и физическими возможностями.

Во избежание неясностей, в решении суда целесообразно дать конкретное указание о том, какой ущерб был причинен потерпевшему и каким способом он должен быть возмещен.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего — принудительная мера воспитательного воздействия, которая является достаточно сложной по своему составу, поскольку закон не содержит исчерпывающего перечня действий, на которые накладывается ограничение, и вопрос решается индивидуально, в каждом конкретном случае. Так, несовершеннолетнему может быть запрещено управлять механическими транспортными средствами, появляться в каких-либо общественных местах, установлено требование находиться дома после 21 часа, вернуться к учебе либо трудоустроиться и т.д. 1. Освобождение от наказания предусмотрено уголовным законодательством, как для несовершеннолетних, так и для взрослых осужденных, однако решение данного вопроса в отношении несовершеннолетнего имеет свои особенности, которые раскрываются в комментируемой статье.

Для несовершеннолетних осужденных установлено два вида освобождения от наказания. Во-первых, при совершении преступления небольшой или средней тяжести несовершеннолетний может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, о которых говорилось ранее, в комментариях к ст.90 УК РФ. Во-вторых, несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, нуждающийся в особых условиях воспитания, обучения и требующий специального педагогического подхода, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

При этом следует обратить внимание на то, что вопрос о направлении несовершеннолетнего осужденного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа может быть решен судом лишь при наличии медицинского заключения о возможности его пребывания в таком учреждении.

В соответствии со ст.15 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа относятся: специальные общеобразовательные школы закрытого типа; специальные профессиональные училища закрытого типа; специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа. Срок помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение не соотносится со сроком наказания по соответствующей статье УК РФ, по который осужден несовершеннолетний, поскольку срок помещения в указанное учреждение не должен составлять более 3 лет, и может применяться только до достижения лицом возраста 18 лет. Освобождение от наказания в виде лишения свободы, назначенного несовершеннолетнему за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, с помещением его в специализированное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа как принудительной мерой воспитательного воздействия может быть осуществлено судом и позднее в порядке исполнения приговора.

При совершении преступлений, которые перечислены в ч.5 комментируемой статьи, такой вид освобождения несовершеннолетнего от наказания, как помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, применен быть не может.

2. Досрочное прекращение пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается по решению суда, если в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия или у него выявлены заболевания, препятствующие содержанию и обучению в данном учреждении.

Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, утвержден постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 518.

3. В ч.4 комментируемой статьи предусмотрены основания для продления срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.

Так, по решению суда, срок пребывания может быть продлен в случаях самовольного ухода несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, невозвращения его в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в указанном учреждении. Кроме того, срок пребывания может быть продлен, если судом будет установлено, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры воздействия. Постановление суда выносится на основании мотивированного представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которое предоставляется в суд не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении.

При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не может превышать трех лет.

Так же, срок пребывания в учреждении может быть продлен в соответствии с решением суда по ходатайству несовершеннолетнего, в случае необходимости завершения освоения им соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается в день истечения установленного судом срока его пребывания в указанном учреждении. Статья 92. Освобождение от наказания несовершеннолетних

1. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй статьи 90 настоящего Кодекса.

2. Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

3. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры, либо если у него выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в указанном учреждении

4. Суд вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, пропущенный в результате уклонения его от пребывания в указанном учреждении, а также продлить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае, если судом будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры. При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении не может превышать трех лет. В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего. 5. Несовершеннолетние, совершившие преступления, предусмотренные частями первой и второй статьи 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, частью второй статьи 131, частью второй статьи 132, частью четвертой статьи 158, частью второй статьи 161, частями первой и второй статьи 162, частью второй статьи 163, частью первой статьи 205, частью первой статьи 205_1, статьей 205_3, частью второй статьи 205_4, частью второй статьи 205_5, частью первой статьи 206, статьей 208,частью второй статьи 210, частью первой статьи 211, частями второй и третьей статьи 223,частями первой и второй статьи 226, частью первой статьи 228_1, частями первой и второй статьи 229 настоящего Кодекса, освобождению от наказания в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи, не подлежат. 1. Общие условия условно-досрочного освобождения определены в ст.79 УК РФ, однако при определении условий условно-досрочного освобождения от отбывания наказания несовершеннолетними имеются свои особенности.

Первой особенностью является то, что условно-досрочное освобождение может применяться только к несовершеннолетним, осужденным к лишению свободы. В редакции комментируемой статьи, действовавшей до вступления в силу ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ, предусматривалась возможность условно-досрочного освобождения и при назначении наказания в виде исправительных работ. Вторая особенность заключается в сроках возможности применения условно-досрочного освобождения.

Если сопоставить сроки, при которых возможно применение условно-досрочного освобождения в отношении взрослых и несовершеннолетних осужденных то можно сделать вывод о том, что при совершении преступлений, относящихся к категории небольшой и средней тяжести, и у взрослых и у несовершеннолетних данные сроки одинаковы, то есть условно-досрочное освобождение может быть применено после отбытия не менее одной трети срока наказания. При осуждении за тяжкое преступление условно-досрочное освобождение может быть применено к несовершеннолетним также после отбытия не менее одной трети наказания, когда как к взрослым осужденным условно-досрочное освобождение применяется при отбытии не менее половины срока наказания. К взрослым, как и к несовершеннолетним осужденным за совершение преступления, относящегося к категории особо тяжких, условно досрочное освобождение может быть применено в одинаковые сроки — после фактического отбытия не менее двух третей срока наказания.

2. Решая вопрос об условно-досрочном освобождении несовершеннолетнего, суд в соответствии с ч.5 ст.73 УК РФ может с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья возложить на него определенные обязанности. Такими обязанностями могут являться запрет на изменение места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного; запрет на посещение определенных мест; требование пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании и т.д.; требование трудоустроиться либо продолжить обучение в общеобразовательной организации. Суд может возложить на условно осужденного несовершеннолетнего исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.

Если в течение оставшейся неотбытой части наказания несовершеннолетний совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, а равно от назначенных судом принудительных мер медицинского характера, суд может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания.

3. В том случае, если преступление было совершено несовершеннолетним, а к моменту решения вопроса об условно-досрочном освобождении осужденный уже достиг возраста 18 лет, то условно-досрочное освобождение осуществляется по нормам, установленным комментируемой статьей. Порядок обращения с ходатайством об условно-досрочном освобождении, в том числе и несовершеннолетних осужденных, регламентирован ст.175 УИК РФ. Верховный Суд РФ в постановлении от 21.04.2009 N 8 разъяснил, что при решении вопроса о возможности применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания судам надлежит обеспечить индивидуальный подход к каждому осужденному. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено только к тем осужденным, которые, по признанию суда, для своего исправления не нуждаются в полном отбывании назначенного судом наказания и отбыли предусмотренную законом его часть.

При этом время содержания лица под стражей до вынесения приговора и вступления его в законную силу засчитывается в срок фактического отбытия им лишения свободы.

Остались вопросы? Задайте вопрос юристу бесплатно!

Оцените статью
Добавить комментарий